Как же выглядела прародительница? Это была цельнокорпусная модель испанской гитары со «сквозным» rpифoм (neck through), мензурой (sca1е) 25″ и клееными «ушами"(wings). Корпус был покрыт шпоном. Заметим, что подобные инструменты появились в каталогах Rickenbecker только в 1956 году, а Gibson дозрела лишь к 63-му, назвав свою модель Firebird. Звукосниматель (pickup) для уменьшения наводок был сделан по принципу humbucker, которым мы пользуемся и поныне. Гитара была вполне пригодна для игры и держала строй. Промышленно ее выпустили раньше, чем Лес Пол (Les Paul) собрал дома свою первую цельнокорпусную гитару, назвав ее Log (бревно).
Следовательно, первая цельнокорпусная электрогитара была выпущена фирмой Slingeriand, a Rickenbecker, National или Gibson были вторыми. Однако фотографию гитары даже не напечатали в каталоге. Кому это было нужно в 1938 году? Такие инструменты были слишком большим шагом вперед и не укладывались в представления музыкантов того времени. Кусок дерева со звукоснимателем для них не был гитарой. Лишь в 1950 году, разработав законченную технологию производства подобных инструментов, К. Лео Фендер перевернул музыкальный мир.
Из далекой истории вернемся в настоящее с его многочисленными проблемами типа: вам надоел старый или просто нужен инструмент. Определитесь, для чего он вам нужен. Решите, сколько вы готовы потратить на него денег. Если хотите купить оптимальную для вас гитару, запаситесь терпением, тягой к знаниям и аксиомой: чудес не бывает. Очень условно разделим электрогитары на 4 категории.
1. Ценой до $ 500 (для начинающих). Описывать дрова бессмысленно, ибо они не могут ни звучать, ни «строить», ни работать продолжительное время. Изготавливая гитару с такой ценой, фирма использует самое дешевое «железо», электронику смутного происхождения и таинственные сорта дерева. Советовать здесь очень трудно, выход скорее всего один: искать уже готовый инструмент у мастера, но не дешевле $ 400. По крайней мере, это гарантия того, что вы купили не дрова.
2. Ценой до $ 2000. В эту категорию входит подавляющее число музыкантов, а посему на ней остановимся подробнее. Следует четко понимать, из чего складывается цена на гитару. А она не всегда строго соответствует качеству. Во всем мире (но не у нас) на стоимость инструмента влияет не только качество компонентов и работы. К этому надо добавить такие моменты, как финансовое положение фирмы на данный момент, раскрученность фирмы и конкретной модели. Чем больше было затрачено на рекламу, тем выше цена. Делая покупку, попытайтесь прикинуть, какую часть суммы вы тратите на этикетку, стоит ли реальный результат запрашиваемых денег. Не забывайте, что гитары данного ценового диапазона — продукция массового производства, и ожидать от них необычайно богатого звука не стоит. Это просто рабочие инструменты.
Теперь о звуке. Постулат первый: на звук влияет все, кроме цвета. От способа крепления грифа зависит, будет у вас атака или сустейн. При извлечении звука на гитаре вы различите aтаку (attack) — это примерно 0,3 секунды после касания струны медиатором — и затухание звукa (sustain). Законы акустики неумолимы: чем ярче, резче атака, тем меньше сустейн, то есть чем быстрее дерево акустически «раскачивается» в ответ на колебания струны, тем меньше общая продолжительность звучания — и наоборот. Нельзя сказать, какой способ крепления грифа лучше, ибо звук при этом получается не лучше и не хуже: он просто разный.
Перкуссийность инструмента повышена, если у него привинченный гриф (bolt-on neck). Это более необходимо любителям скоростной игры, иначе вместо хорошего арпеджио вы услышите сплошную «кашу». Для игры тягучего блюза больше подходит сквозной гpиф (neck through). В этом случае вас мало волнует атака — важно, чтобы звук был сочным, долго и ровно тянулся. Между ними стоят вклееные грифы (glued neck): ноты довольно разборчивы, если быстро бегать пальчиками, но и «Still got the blues» прозвучит прилично. Вклейки грифов несколько отличаются друг от друга, но я кардинальных различий от этого не вижу.
Коль мы заговорили о грифе, обратим внимание на накладкy (fingerboard). Чем она жестче, тем легче будут читаться легатные ноты, больше будет обертонов, и тем дольше она вам прослужит. Чем звук мягче, тем он глуше. Клен (mарlе) мягче палисандра, а палисандр (rosewood) в свою очередь мягче черного дерева (еbоnу). Правда, бывают и исключения, но в массовом производстве они вряд ли встретятся. Из этих трех пород дерева и делаются накладки для большинства гитар.
Порожек (nut) лучше приставной, то есть приклеивающийся непосредственно на тело грифа. Врезные порожки (в накладке выбирается паз, и в нем устанавливают порожек) несколько хуже, так как колебаниям с открытых струн приходится преодолевать сопротивление накладки и лишь затем проникать в тело грифа. Исключением будет только тот случай, когда гриф сделан из одного куска дерева, a aнкep (truss rod) заводится с обратной стороны. В этом случае лонжерон, закрывающий паз, делают из любой породы дерева, только темного, цвета (так легче скрыть дефекты подгонки). Характерным примером является Fender. Такие грифы наиболее технологичны и дешевы. Серьезным недостатком является быстрый износ игровой поверхности.
Подробно останавливаться на порожках в инструментах этого класса мы не будем, таких тонкостей они не заслуживают. Приобретая такую гитару, смотрите, чтобы не стоял обычный пластмассовый порожек, сумейте отличить их от тех, которые делаются по технологии GraphTech. Порожка вообще может не быть, если на инструменте стоит Floyd Rose.
Радиус накладки грифа колеблется обычно от 16″ до 12″. В некоторых случаях гриф склеивается из нескольких кусков иногда одной, иногда разных пород (с симметричным расположением относительно центральной оси). Вопреки расхожему мнению, это не является признаком «крутизны» инструмента. Великолепный звук можно получить и на инструменте с цельным грифом. Так производитель компенсирует напряжение в дереве и тем самым страхует себя от несанкционированного прогиба или «винта». Также в виде страховки на анкер под накладку некоторые укладывают стальной профиль, что звука, мягко говоря, не улучшает. В авангарде такого рационализаторства шли японские фирмы Ibanez и Charvel/Jackson, в соучастии были замечены и другие. Покупая инструмент, попросите продавца покрутить гайку анкера и убедитесь, что прогиб грифа от этого меняется.
Корпуса гитар в зависимости от поставленной цели делают из разных пород дерева, частенько из эстетических соображений закрашивая или покрывая шпоном другой породы. Совсем необязательно, что под краской скрывается бракованная древесина — ни разу не видел привлекательный тополь (рорlаr) или ольху (аldеr). Обычная липa (lime) внешне тоже непрезентабельна, но зато обладает хорошими звуковыми характеристиками. Таких примеров много, так что ввести в заблуждение внешним видом корпуса любого музыканта не составляет большого труда, если только он не полностью открыт (без краски). Хотя есть ряд профессиональных приемов, которые даже в таких случаях помогают скрыть изъяны древесины. Принцип формирования звука тот же, что и на грифах. Чем мягче дерево, тем звук глуше. Форма гитарной деки влияет на звук незначительно, а так как составляющих общей картинки много, и выделить долю каждой из них очень трудно, то доверяйте своим личным эстетическим вкусам.
Теперь немного о механике и колковом механизме (machine head). Чем больше передаточное число, тем легче вам будет настроить инструмент, и тем лучше будет держаться строй. Передаточное число на гитарных колкax (tuners) бывает от 10 до 16: вам нужно сделать 10−16 оборотов червяка, чтобы колесо сделало один оборот. Естественно, лучше, если на инструменте стоят колки Schaller или Sperzel. Также хорошими считаются Grover и Gotoh. Фирмы, выпускающие гитары, сами механику не производят, и если на колках вы видите логотип Carvin, не верьте глазам своим. Перед вами Schaller, изготавливающий колки для Carvin; они же комплектуют гитары Jackson. Японская фирма Gotoh одевает в «железо» среди прочих гитары Ibanez. Инструменты с маркой Gibson одевают либо фирмы Schaller, либо Grover
Струнодержатель (tailpiece):
— класс простейших, неподвижные;
— класс дрожащих, то есть тремоло.
Участники почти те же — Kahler, Wilkinson, Schaller, Gotoh. Чем сложнее механика, тем больше изменений в звук она добавляет. Чем жестче крепление, тем ярче атака и чище звук. Существует миф о бесподобном звуке колокольной бронзы (bronze), ну и, в крайнем случае, латуни (brass). В далекие 50-е годы струнодержатели делали в основном из стали (stееl), но бизнес есть бизнес. Литье из стали, как и обработка, намного дороже аналогичных операций с бронзой или латунью. В своих воспоминаниях Лео Фендер отмечал, что у инструментов с латунными струнодержателями пропадал чистый тон, но вопрос сокращения затрат перевесил. Пошла реклама, новые лозунги и объяснения придуманных преимуществ. Не забывайте, мы говорим о массовом производстве.
Если вы ищете инструмент с вибратором, то наиболее удобный, на мой взгляд, из семейства Floyd Rose — низкопрофильный. На стандартных моделях неудобно играть пиццикато, «подстройка» мешает. И последнее: правильно установленный Floyd Rose работает бесшумно.
Подробное обсуждение гитарной электроники тема для отдельной статьи. Замечу лишь, что американские звукосниматели несколько дороже японских и объективно лучше. Основными лидерами массового производства являются DiMarzio, Seymore Duncan, Bill Lawrence, EMG и Bartolini. Многие производители гитар предпочитают изготавливать звукосниматели самостоятельно, не доверяя звук своего дерева чужой электронике.
В магазине терпеливо сравнивайте инструменты, не хватайте первый подходящий по цене. Все гитары этого класса имеют недостатки. Найти инструмент с наименьшим их числом — должно стать при покупке главной задачей. Есть еще один момент, характерный только для нашей страны. Вследствие нормальной экономической ситуации музыканты с достатком могут купить штучный мастеровой инструмент уже из следующего класса. Не хочу сказать, что каждый российский мастер делает гитары высокого уровня, но такие люди есть, нужно только поискать. Немаловажным обстоятельством являются гарантии и сервисная поддержка. И при этом вам упакуют инструменты практически любой фурнитурой и электроникой.
Да хорошая статья же. Перегружена в техническую сторону, конечно, но ничего неправильного я не заметил. По существу никто не возразил же.
Кроме того тезиса, что гитары до $500 долларов "ни звучать, ни строить не будут". У меня Yamaha EG112 примерно за $300, один хамбакер, два сингла. Строит. Звук не выдающийся, но приличный, "стекло". Для "тяжелых запилов" есть процессор Digitech RP155, тоже не самый дорогой, но хороший.
0 Ответить
уважаемые комментаторы, давайте не будем писать "отстой" типа "все отстой" в комментариях. ибо, кроме первого комментария остальные можно стереть...
я тоже согласен с Олегом Антоновым. почитав такое, можно в расстроенных чувствах отбросить все мечты и спрятаться в кусты...
0 Ответить
Статья отстой, причем полный. Автор не имеет никакого воображение о електрогитарах, и о гитарах вообще. Поетому скажу довольно жорстко: "Чувак если не черта не смислеш в гитарах и в музыке вообще, так для чего писать об етих вещах?"
0 Ответить
статья не принадлежит перу данного автора, а заимствована, из музыкального журнала причем.
0 Ответить
Чувак, а если ты ни черта не смыслишь в русском правописании - не пиши по-русски. Ну сплошные же ошибки.
0 Ответить
на сегодняшний момент Теодор Мороз - наш лучший автор за месяц. Большое ему спасибо, что он, хоть по-русски и не пишет (не очень это принято, видимо, во Львове), но читает и выкладывает полезные, хоть и не свои тексты.
0 Ответить