В летописных описаниях говорится, что, прежде всего, подготавливалась ровная площадка для строительства. Затем намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца, то есть алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор, или, как его еще называют — нартекс), находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.
Например, правда, более поздние данные, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. Летописец сообщал: «…преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором… поидоша на основание церкви… Прииде же тако и… великий князь Иван Васильевич… И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию» (Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 144).
Интересно, что с этим описанием, сделанным в XV в., также почти полностью совпадает армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам… Епископ читает сию молитву… и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя»
Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.
В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, современные ученые так и не определили, несмотря на их многочисленные попытки разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал.
Без знания этих особенностей церковной архитектуры и строительных технологий трудно представить не только принципы христианского храмостроительства, но и само представление о христианском храме и его ориентации, которая является основополагающим и неизменным принципом вот уже многие тысячелетия.
Само слово «ориентация» (этимология которого раскрывает суть христианского храмостроительства) перешло в русский язык с французского. Orientation в переводе на русский, буквально означает «направление на восток». В свою очередь, как утверждают лингвисты, Orientation происходит от целого ряда латинских слов — oriri — oriens — orient — orienter — orientation.
Oriri — латинский глагол со значением появления, рождения, начала, который употребляли обычно с существительным «солнце», когда возвещали о его восходе. Слово oriens — действительное причастие настоящего времени от того же глагола, которое с тем же именем существительным — «солнце» составляло устойчивое словосочетание, обозначавшее ту самую сторону света, где восходит солнце, — то есть восток.
В обычной речи существительное «солнце» опускалось, поскольку говорящим и так было ясно, о чем идет речь. В простонародной латыни, постепенно перераставшей в различные романские языки, от этого широкоупотребительного слова остался только его латинский корень — «ориент». В этой форме слово вошло и во французский язык, для обозначения востока.
А от него ведет происхождение четвертое в данной цепочке слово «orienter» — французский глагол со значением «отыскать восток» или «направлять, нацеливать на восток», от которого и произошло имя существительное «ориентация» — со значением действия, идентичного тому, которое обозначалось глаголом.
Восточная ориентация православных храмов — своеобразный отзвук древнейшего общечеловеческого культа — культа Солнца, или, как его определяют исследователи-этнографы, солярного культа (от латинских слов sol — «солнце» и solaris — «солнечный»). («Ориентация храма по сторонам света» Ю. Панасенко и А. Шамаро).
Забыл сказать. Вход в церковь может быть с любой стороны, но алтарь ориентирован на восток. Так же и припогребениии: мертвый во время Страшного суда должен подняться на солнце.
0 Ответить
Респект, согласен, не надо развешивать ярлыки. Но православная религия действительно смесь, другой она и не могла бы быть. Ведь как бы иначе иудейские аскетические обряды пустыни могли бы прижиться на нашей благодатной почве и в широкой душе славян? Кто празднует день св. Ивана, а кто Ивана Купала.
0 Ответить
Ох, ну е-мое! Любая религия - это смесь чего-то с чем-то! Никакого открытия в этом нет. Неприятно резанула по глазам сама заява просто((((
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Супер статья. Спасибо огромное автору!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья классная и, что привлекает, не "слизаная" с первоисточника. Всегда интересовало: почему ориентация церкви на восток, тем не менее храмы по отношению к друг другу все равно немного повернуты, а ответ-то вот какой... Искреннее спасибо!
Только, хны-хны, проголосовать не могу - не пускает меня система((((((
Но 5-ка однозначнно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В виде исключения интересная и познавательная статья.
0 Ответить
У вас очень интересные статьи, и эта не исключение
0 Ответить
Православная вера - смесь христианства и язычества.
0 Ответить
Очень глубокое замечание, ага. Копайте дальше - христианство - смесь иудаизма и египетских, а также ассирийский и вообще малоазийских верований; мусульманство - раннехристианская ересь. Далее везде.
Вот только хорошо ли это - походя развесить ярлыки на идею, по которой люди тыщщи лет жизни свои строили... Так рассуждать можно только дилетанту. Человек, хотя бы минимально образованный в этом вопросе, благоразумно уважительно промолчит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Респект автору за жесткий отпор любителям навешивать ярлыки...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, такую "правильную" ориентацию иногда приносят в жертву ради правильного расположения церкви относительно городской улицы. Например, в Иркутске есть Троицкая церковь, у нее, вход расположен с севера. Для справки: построена в 1775 году.
0 Ответить