Обряд христосования, как известно, перенесен к нам из Греции. Что касается самого значения этого обряда, то нет сомнения, что он, по мысли христианской церкви, служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя. Потому-то наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими.
Обычай этот в старину особенно наблюдали благочестивые старики и старухи, которые на Пасху ходили на кладбища, на эту ниву Божию, и христосовались со своими покойниками, сопровождая обыкновенно этот обряд плачем, стонами и разными причитаниями. Не менее также уважается в нашем народе другое благочестивое обыкновение, освящаемое самою Церковью, именно употребление на Пасху красных яиц.
О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницею этого обычая представляется св. Мария Магдалина.
Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь.
Первенствующие христиане, узнав по слуху об этом простосердечном приношении св. Магдалины, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова дарить друг другу яйца. Это обыкновение впоследствии стало всеобщим. Предание это подтверждается упоминаемою ученым греком Константином Экономом в сочинении его об этом предмете рукописью Х в., которая хранится в монастыре св. Афанасии, находящемся недалеко от Фессалоники, и в которой сказано, что обыкновение это существует от времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины.
Обращаясь к временам древнерусской жизни, нужно заметить о некоторых обычаях, соединявшихся издревле с употреблением воскресенского яйца. Известно, что на пасхальной утрене наши цари перед тем, как христосоваться, прикладывались к иконам и христосовались с духовенством и боярами, причем более близких из них жаловали к руке, раздавая яйца гусиные, утиные, куриные, также деревянные, расписанные по золоту яркими красками в узоры или цветными травами. Приготовлением таких яиц к празднику Пасхи в старину на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой Лавры.
Что касается простого народа, то при христосовании он употреблял яйца и как символ всего жизненного и цветущего в природе. Так, на праздник Пасхи наши крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресенское яйцо, и зерна эти берегли для посева; отправляясь сеять лен, клали в мешок, наполненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывали по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роды, Боже, конопли билы, як яйцо».
Также был у некоторых хозяев обычай гладить воскресенским яйцом домашний скот, особенно лошадей, в знак желания, чтоб они были гладки, как яйцо.
В древней христианской церкви, как известно, праздник Светлого Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. Подобно тому у нас на Пасху русские государи посещали застенки, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос воскресе!», наделяли одеждою, деньгами, пищею. Вообще всю светлую седмицу наши цари и царицы посвящали богомолью по ближним и дальним монастырям и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным.
На праздник Пасхи у нас, по исконному обычаю, священники и церковнослужители ходили в городах и селах по домам со священными иконами, с пением праздничных стихов и вообще с молитвенными благословениями. Это известно под именем славления Христа. При этом во многих местах Великороссии было принято за обычай отправляться в сопровождении священнослужителей с иконами и хоругвями на поля, засеянные озимыми хлебами. Во время этого богомолья многие соблюдали строгую умеренность в пище и питии, а иные почти и постились, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса, при этом хозяева просили в своих молитвах Воскресшего, да воскресит Он и все посеянное на поле.
В западной и южной Руси во время обхода с молитвой домов священники благословляли еще столы с разного рода яствами, которые обыкновенно приготовлялись к Пасхе в большом количестве и разнообразии. Замечательно при этом, что, смотря на пасхальные яства как на вещи, освященные церковной молитвой, наш простой люд с особенным благоговением относился к остаткам воскресной трапезы. Так, например, яичную скорлупу не выбрасывали, но измельчали и сыпали ее на огороде или пашне с целью предохранить их от града и неурожая.
С давних времен положено нашей церковью чрез все продолжение праздника Пасхи звонить во все колокола. Обыкновение это особенно сильно в Великой и Южной России, где всегда в это время находится весьма много охотников звонить на колокольнях. Целодневный звон знаменует в сем случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения.
Наконец, существует в нашем народе устойчивое представление об игрании в Светлое Воскресение солнца, как бы разделяющего с христианами радость великого праздника; поэтому многие из простолюдинов наших, весьма интересующихся этим явлением, рано на праздник Пасхи взбираются на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за игранием солнца.
В Пасху священники и патриарх не рекомендуют ходить на кладбища, в эти дни не принимают даже поминальные записки. Для поминания есть Радоница. Поэтому в статье неточность.
0 Ответить
Если Вы не заметили, сообщаю, что статья написана духовным лицом, иереем Евгением Пуртовым.
А неточности и в этой статье нет, там написано: "наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими."
Если Вы пойдете по ссылке и прочитаете полный текст статьи, увидите, что далее автор говорит и о Радонице, и о других обычаях.
0 Ответить
А знаете, например, в Армении - есть такой обряд - они деруться пасхальными яйцами, у них это как игра своеобразная...Немного кощунственно.
0 Ответить