• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Цикл статей Что вы знаете о быках?Интересные и малоизвестные факты о двурогих млекопитающих
Сергей Курий Грандмастер

Час Быка-2. Как быки работали стражами, ангелами и идолами?

Существует немало негативных сторон символики быка. Однако они явно не превалируют. В религиях и мифах самых разных народов к быкам, как правило, всегда относились с уважением и почитанием.

Зубр на стене пещеры Альтамира Фото: Rameessos, ru.wikipedia.org

Объектом культа эти животные стали ещё в первобытные времена. Быки не только восхищали наших предков своей мощью, но и были важным объектом охоты. Недаром по количеству изображений на стенах пещер быки уступают только лошадям. Некоторые учёные полагают, что именно культ быка сыграл важную роль в его одомашнивании, которое произошло около 8 тыс. лет назад.

Известно, что на стоянках первобытных людей нередко располагались столбы с насаженными бычьими черепами, которые, видимо, служили оберегом от злых духов.

Похожую роль играли и знаменитые шеду — своеобразные ангелы-хранители из ассирийской мифологии. Как и положено мифическим стражам, шеду должны были пугать и ошарашивать. Поэтому выглядели они — как массивные крылатые быки с бородатыми человеческими головами. Как правило, огромные статуи шеду стояли по сторонам входа в здание. Считалось, что между таких стражей не сможет пройти человек, таящий злой умысел против хозяина дома.

Самыми известными являются 20-тонные шеду, когда-то охранявшие дворец ассирийского царя Саргона II, а сегодня находящиеся в Парижском Лувре. При их создании скульптор проявил не только мастерство, но и выдумку — добавил каждой статуе лишнюю переднюю ногу, отставленную назад. В результате, когда вы смотрите на шеду в анфас — кажется, что он стоит, а когда с боку, то кажется, что он идёт…

Шеду из Дур-Шаррукина в Лувре
Шеду из Дур-Шаррукина в Лувре
Фото: Poulpy, ru.wikipedia.org

Разумеется, позволить себе такие изваяния могли только состоятельные парни. Поэтому обычные ассирийцы просто изображали крылатого быка на глиняной табличке и закапывали её под порогом своего дома.

Облик шеду нашёл своё отражение и в Библии. Я имею в виду херувимов — ангелоподобных существ, находящихся в непосредственной близости к Божьему престолу и постоянно возносящих Господу хвалу. Некоторые исследователи прямо выводят слово «херувим» от ассирийского прозвища шеду — «karubu» (великий, могущественный). Недаром, как и шеду, херувимы часто играли охранительную функцию.

Например, одного из них Бог вооружил огненным мечом и поставил охранять в Раю Древо Жизни от непослушных Адама и Евы. На ковчеге Завета, где хранились скрижали с десятью заповедями, также присутствовали две статуэтки херувимов.

Херувимы были не только многофункциональны, но и многолики. В Книге Пророка Иезекииля (1:10) они описаны как четырёхкрылые существа с четырьмя лицами:

Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

Рафаэль Санти, «Видение пророка Иезекииля», 1518 г.
Рафаэль Санти, «Видение пророка Иезекииля», 1518 г.
Фото: gallerix.ru

В той же книге упоминается, что «ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь» (1:7).

О. Мандельштам:

Как бык шестикрылый и грозный,
Здесь людям является труд…

Видимо, в этом образе остались отзвуки языческого прошлого иудейского народа, который тоже был не прочь обожествить крупный рогатый скот. Помните, как разозлился пророк Моисей, когда узнал, что, пока он получал от единственного и неповторимого Бога скрижали с заповедями (где среди прочего было «Не сотвори себе кумира»), его народ уже соорудил себе идола — Золотого Тельца — и стал ему поклоняться. С тех пор выражение «золотой телец» стало символизировать алчность и власть золота или денег (роман Ильфа и Петрова не случайно носит ироничное название «Золотой телёнок»).

Никола Пуссен, «Поклонение золотому тельцу», 1633−1637 гг.
Никола Пуссен, «Поклонение золотому тельцу», 1633−1637 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Многоликие херувимы нашли отражение и в Новом Завете, а именно — в старейшей его книге «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсис». Там мы снова встречаем у Божьего престола четырёх крылатых существ. Трёх из них мы хорошо знаем по песне группы АКВАРИУМ «Город Золотой».

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный…

Впоследствии существа из «Апокалипсиса» станут символами четырёх евангелистов. В частности, вол (телец) будет означать Луку, потому что в Евангелие от Луки открывается сценой, где Заккарий приносит в жертву быка.

Кроме того в христианской традиции своё место займёт и обычный вол — тот самый, который вместе с ослом присутствовал при рождении Христа в хлеву и согревал будущего Спасителя своим дыханием.

Рождество Христово (фрагмент резьбы на кафедре Максимиана, слоновая кость, 550 год)
Рождество Христово, фрагмент резьбы на кафедре Максимиана, слоновая кость, 550 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 11.02.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: