Эта характеристика, конечно, плод сказочного мышления автора: кланяться-то он может, но наверняка не сознательно, приветствуя нас, любознательных существ.
Что же это за такое чудо африканское? Китоглав, или королевская цапля — единственный представитель семейства Китоглавых, входящего в отряд Пеликанообразных. Открыли его лишь в 1849 году. Родина этого эффектного пернатого — заболоченные районы, расположенные южнее Сахары.
Орнитологи считают китоглава одной из пяти самых интересных птиц Африки. Эта уникальная птица пользовалась популярностью с давних времён у египтян и арабов. До наших дней сохранились древние египетские изображения китоглава. Арабы называют его довольно приятным именем — абу маркуб, что означает «туфелька».
Описал китоглава в 1850 году Джон Гулд, дав ему название Balaeniceps rex, которое составлено из двух латинских слов, означающих «кит» и «голова». Массивная по сравнению с туловищем голова птицы, что не характерно для пернатых, дала повод Джону Гулду назвать необычную птицу китоглавом.
В немецком и английском языках название птицы переводится как «ботинкообразный». Такое название дано за крупный, массивный клюв, напоминающий башмак.
Китоглав, несмотря на свои габариты (высота — около 1,2 метров, размах крыльев — 2,3 метра, вес — 4−7 кг), совершенно не опасен для людей. Он легко приручается, любит повторять движения человека: если подойти к птице и несколько раз поклониться ей, она в ответ тоже поклонится вам.
Китоглав медлительная, флегматичная птица, может долго стоять в одной позе, при этом его «лицо» выражает уныние. Когда он стоит по стойке «смирно», сложив крылья и опустив клюв на грудь (во время отдыха из-за тяжести клюва ему приходится так поступать), то делается похожим на человека в маскарадном костюме птицы.
Глаза у китоглава расположены в передней части черепа, это позволяет ему иметь бинокулярное зрение, что присуще не всем пернатым.
Китоглавы любят парить в воздухе, осматривая свои владения. При этом они вытягивают свои длинные тонкие ноги, расправляют крылья и становятся похожими на самолёт, заходящий на посадку.
Китоглавы — молчаливые птицы, лишь иногда они грохочут клювами. А птенцы, прося пищу, часто издают звуки, похожие на икоту.
Эти пернатые охотятся в дневное время. Они могут часами стоять на мелководье, высматривая потенциальную добычу. Питаются в основном рыбой, но могут также ловить лягушек, змей и даже молодняк крокодилов.
Китоглавы предпочитают жить в одиночестве, лишь в брачный период находят себе партнёршу. Вместе они строят гнездо, представляющее собой плавучий островок диаметром около трёх метров. Самка откладывает два-три яйца, но выживает, как правило, один птенец, самый сильный — он просто-напросто убивает своих более слабых братьев или сестёр.
Оба родителя участвуют в выращивании оставшегося детёныша два месяца, затем он покидает гнездо, но ещё месяца два может иногда навещать родительский дом.
Интересно, что при высокой температуре воздуха китоглавы набирают воду в клюв и охлаждают яйца, не допуская их перегрева. Таким образом родители даже купают вылупившихся птенцов.
Естественными врагами китоглавов являются крупные хищные птицы и крокодилы. Но гнёзда птицы сооружают в местах, недоступных для врагов, и очень редко случается, что яйца и птенцов похищают незваные гости.
Самым главным врагом этих птиц является человек. Ещё с давних времён местные жители верили в то, что китоглавы приносят несчастья, поэтому многие племена специально убивали их.
С развитием цивилизации сокращается среда обитания этих ни в чём не повинных пернатых. Кроме того местные жители разоряют гнёзда — яйца и птенцов используют для еды и продажи, которая приносит немалые доходы.
В наши дни китоглав является редкой птицей, его популяция составляет всего 10−15 тысяч особей. Международный союз охраны природы считает китоглава находящимся под угрозой исчезновения.
В некоторых странах Африки эти птицы защищены на законодательном уровне Африканской конвенцией о природе и природных ресурсах, что даёт китоглаву надежду на выживание.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...