Сергей Пузырев Грандмастер

Нужны ли собачьи кладбища?

Однажды, проходя по лесному массиву, находящемуся недалеко от города, я вышел на большую поляну, где увидел необычную картину, которую осознал не сразу, а только через несколько минут, поняв, куда я попал. Передо мной было кладбище, на котором находилось несколько десятков могильных памятников.

Zygimantas Cepaitis, Shutterstock.com

Подобные небольшие захоронения мне приходилось видеть раньше, когда работал в тайге, где иногда среди леса, попадаются небольшие погосты с одним-двумя десятками могил умерших работников леспромхозов и золотодобывающих предприятий, расформированных в 40−50 годах прошлого века.

Сейчас же от увиденной картины мне стало как-то не по себе потому, что находящееся передо мной кладбище, состоящее из трех-четырех десятков могильных холмов, в первую очередь, обращало на себя внимание необычно малыми размерами могил и памятников, которые в два-три раза были меньше привычных глазу надгробий.

Подойдя ближе, я увидел и памятные фотографии, где были запечатлены собаки. Тут я понял, что попал на собачье кладбище, о котором слышал ранее, но не видел никогда, т.к. все эти захоронения носят полулегальный характер, создаются стихийно и не афишируются.

Собачье захоронение было ассоциировано с людским кладбищем и имело те же особенности расположения могил, оградок и памятников только меньших размеров. Были там обычные оградки с деревянным памятниками, были и металлические оградки с памятниками из камня. Большинство — с фотографиями похороненных здесь собак.

Вот на трубах-стойках натянуты цепи и соответствующий памятник, на котором висит изображение бульдога или какого-то другого «боевого» пса. А вот и крест христианский на могиле похороненной собаки. И тоже с фотографией. Есть несколько захоронений с фотографиями кошек.

У людей традиция похорон и публичных захоронений умерших была связана с выполнением ритуальных религиозных обрядов, а также обычаев, существующих в данной местности по отношению к человеку, живущему по законам какой-либо религиозной конфессии.

Появление же в пригородных лесах подобных захоронений животных с проведением обрядовых действий говорит о том, что люди стали ассоциировать животных с человеком. Считая их членами своей семьи.

У нас часто бывают случаи, доказывающие, что интеллект животного бывает выше интеллекта человека. Например, когда животное переходит дорогу по пешеходному переходу, а его сбивает проносящаяся на скорости машина. Собака или кошка осознала, что дорогу надо переходить здесь. Чего не скажешь в данном случае про человека, сбившего этого «пешехода».

В восточных религиях описывающих эволюционное развитие человека в подобных случаях говорится о том, что человек и убитое им животное меняются местами, воплощаясь в следующей жизни. Разумное животное рождается человеком, а человек неразумный занимает отведенное ему «кармой» место.

Процесс публичных похорон включает в себя ритуальные особенности, связанные с духовным наполнением человека, — с его душой. Так же, как и поминание имеет связь человека с его духовной деятельностью. В то время как животное не одухотворено.

Печально, что у нас не предусмотрены официальные процессы кремирования животных, когда человек мог бы достойным образом попрощаться со своим любимцем. Поэтому карма кармой, но уподоблять в этом свете животное человеку и одухотворять его все же не стоит.

Обновлено 20.11.2011
Статья размещена на сайте 8.11.2011

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна! Рада с удовлетворением сообщить, что удалось таки найти питомник и связаться с ним. Это полицейские собаки. Да, закрывают. Да. расформировывают. Но не сейчас-в декабре. И с декабря будут раздавать собак в хорошие руки.
    Это прекрасно ! А ведь может быть, если бы не этот переполох, все бы и закончилось иначе -тихой сапой...
    Спасибо за участие !

  • Людмила Зиборова Людмила Зиборова Дебютант 23 ноября 2011 в 10:29 отредактирован 23 ноября 2011 в 20:07

    читать дальше →

  • Что еще очень утешило, что клиника, где его обследовали и пытались спасти и где мы за это заплатили четырехзначную очень большую сумму, деньги эти после усыпления себе не взяла, а отправила в штат Мичиган в Университет на кафедру ветиринарии в фонд помощи научным исследованиям и нам пришла оттуда благодарность за поддержку науки. И мне потом сказали, что это - общая практика в США. Если животное погибает или подлежит усыплению, они эти деньги не оставляют себе, а переводят на шелтеры или на науку, на стипендии студентам-ветеринарам. Действительно становится легче на душе, что твой любимец послужит науке или бедному студенту. Это утешает как-то. И все равно, Галя, дома пусто стало. Он с нами 11 лет почти прожил. И шерсть его до сих пор в доме нахожу. И тоска такая как даст под дых, что аж реветь охота.

  • Я поразилась с какой чуткостью общество "Радужного моста" меня опекало после смерти Филимона. Мне присылали от него записки в течении пары месяцев, рассказывали как они (все умершие животные) рады, что теперь с ними такой прекрасный человек, как наш Филя. Благодарили, что я прекратила его страдания и не дала ему мучиться физически.
    Там, конечно, сидят профессионалы своего дела. Филю они нам не вернут, но стало намного легче. Одно дело, когда животное само уходит, другое дело, когда ты заводишь машину и везешь его на усыпление. И прощаешься с ним. А он все уже знает.
    Наверное, теперь другими глазами посмотрю на "Незабвенную" Ивлин Во

    • Лаура Ли, два года назад мне пришлось пережить подобные чувства, моего немчика Макса, тоже пришлось усыпить (у него бла неоперабельная непроходимость кишечника, и хотя точный диагноз мне так и не сказали, я думаю, что у него был рак), Макс "уходил" у меня на руках дома. Это было самое малое, что я могла в тот момент сделать для него, дать ему умереть дома и рядом с хозяином. До сих пор, не могу без слез вспоминать об этом. Надеюсь, что он меня простил.

  • Я еще не остыла после усыпления моего кота. Статья будет и я постараюсь передать что чувствует ЧЕЛОВЕК, принимая решение усыпить ЖИВОТНОЕ. Понимаете, просто я сегодня ела котлету домашнюю: куриная грудка, говядина и телятина. Я смолола мясо трех животных в электромясорубке, яйцо, специи, то-се...И съела. Все, что бы я ни написала после этого о душах наших любимцев, будет ложью по большому счету. Мне плохо без Фили. Но почти Филю я сегодня ела. Киньте камень...Я б сама себя закидала, но чтобы жить мне нужен очередной филя - травы не ем, блин!

    • Лаура Ли, это вы зря. Горечь утраты никак не соотносится с гастрономическими пристрастиями. И то, что вы написали бы о душах любимцев -не ложь, а ваши чувства и отношения. А переживать смерть питомца -это естественное переживание, наши любимцы живут меньше нас.

  • В Эдинбургском замке есть кладбище для собак офицеров гарнизона, оно начало действовать в 19 веке. Памятники есть, но крестов нет. Сейчас гарнизона в замке нет, только штабы двух гвардейских частей, соответственно и собак больше не хоронят.

  • ...Наверное просто оговорка "...не нужно одухотворять"
    Ведь не станет же автор на полном серъезе отрицать что и жувотные имеют душу. Конечно, ставить религиозные символы -кощунство, но это лишь говорит о том, какое место занимало это животное в жизни этих людей...
    Ну а если ты выбрасываешь в помойку останки того, кто служил тебе верой и правдой годы, будь готов к тому, что и твоя могила превратится в помойку...

  • Василиса гребенькова Читатель 21 ноября 2011 в 12:25 отредактирован 21 ноября 2011 в 18:10

    Сергей Пузырев, на захоронениях домашних питомцев вполне можно построить свой бизнес, было бы желание. Конечно можно отдать мертвого любимца на утилизацию в ветеринарную клинику,или выбросить на свалку, но потом совесть замучает. Если устроить что-то вроде стены, где в нишах будут урны с пеплом умерших или погибщих домашних питомцев, приходить туда время от времени, вспоминать, поплакать в конце-концов. И места много такое захоронение не займет, и будет память. Я против кладбищ для домашних животных,да еще с религиозными символами, это кощунство. Жаль, что у нас пока никто еще не занялся этим, особенно в больших городах.

  • Считаю, что должны быть места захоронения домашних животных, которых предварительно нужно кремировать. Во-первых, это обеспечение санитарной безопасности мест проживания людей -далеко не все животные умирают от равм или от старостии, многи гибнут от заразных заболеваний и, если животное не кремировать, и похоронить в произвольном месте -это может привести к распрастранению заразы. Во-вторых, это экономия места, в третьих, хозяева животного будут иметь возможность достойно пережить утрату друга.

    но уравнивать животных и человека я бы не стала. Пример, когда на пешеходном переходе сбивают животное некорректен. Собака не человек, она и на переходе может выскочить неожиданно, когда экстренное торможение может привести к ДТП с человеческими жертвами и пострадавшими. встает вопрос о приоритетах. Известно немало историй, когда водитель жалел собачку и попадал в ДТП с человеческими жертвами. Возле дороги собака должна быть на поводке, чтобы с ней не произошло несчастье.

  • Злата Шульц Профессионал 21 ноября 2011 в 12:04 отредактирован 21 ноября 2011 в 14:15

    Кладбища домашних животных и крематории для них уже появляются в России. Так в Санкт-Петербурге ведется стоительство официального кладбища домашних животных. Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 294 "О проектировании и строительстве мемориального комплекса по захоронению животных и термическому обезвреживанию биологических отходов по адресу: Красногвардейский район, ул. Электропультовцев, участок 1 (севернее дома N 7, литера АЕ, по ул. Электропультовцев)" окончание строительства мемориального комплекса планируется на июль 2012 года. Услуги будет предоставлять Ритуальное агентство "Друг". Цены зависят от веса животного. Выезд от 800 до 2000 руб., общая кремация 1000-3500 руб., индивидуальная кремация 3000-8500 руб., возврат праха владельцу - 1000 руб. Из дополнительных услуг видеоотчет об индивидуальной кремации, хранение урны, эвтаназия, продажа урн, изготовление памятных табличек и пр. В Москве вроде уже есть подобное кладбище на Машкинском шоссе. Но 2 официальных кладбища на всю страну - очень мало.
    Неофициальные захоронения в Петербурге есть на Ржевке, в парке Сосновка, на Белградской ул. Раньше в Купчино был могильник для скота. Сейчас на этом месте сквер.

  • Когда кошка или собака живут в доме, они - члены семьи, и должны быть похоронены, как члены семьи. Поступить иначе - предательство.Хотя кремация тоже неплохой вариант, жаль не везде возможный

  • Живя в большом городе, с этой проблемой сталкивался. Где похоронить животное. Пришлось специально ехать искать место за городом.
    Просто выбросить друга, верно тебе служившего, на помойку - не по-людски.
    Согласен с идеей крематория, но выглядит эта идея как мечты о межпланетном сообщении, хотя с точки зрения гигиены вполне здравая.

    • Вячеслав Чермных, в Киеве есть крематорий для животных, при питомнике для бродячих животных. Но это не чистелькое заботливое помещение, как в американских предачах, это кафельные бараки с полупьяными смотрителями за низкую плату и два невыспанных врача-ветеринара, которым уже при жизни можно памятник ставить за их почти что волонтёрство. Пристроить могут от силы процентов десять животных. Вылечить всех не могут: нечем лечить, нечем кормить, нет рекламы. Поэтому люди берут щенят-котят у знакомых, или по интернету по объявлениям "отдам в добрые руки". В бараках холодно. Поэтому там массово гибнут животные. Если вы хотите получить прах своего питомца, то вам предложат такой вариант: его с двадцатью других умерших кремируют, и потом от общего объёма пепла отсыпят, сколько надо...
      Поэтому, когда у меня разбился кот, я дала денег дворнику, взяла у него лопату, и похоронила бедолагу за домом под кустом сирени у задних стенок гаражей.

  • Все верно, еще и христианские символы тоже не к месту. Любовь любовью, а голову тоже нужно иметь.

  • Да, нужны. Но я всё таки скорее за кремацию. Как и кремацию людей.