Юрий Москаленко Грандмастер

Жалеет ли о своем приземлении на Красную площадь Матиас Руст?

28 мая 1987 года в Москве на Каменном мосту, неподалеку от Красной площади, произошло ЧП всесоюзного масштаба. 19-летний Матиас Руст, пилот-любитель из Германии, совершая полет на взятом в аренду прогулочном самолете, неожиданно сменил маршрут и отправился прямиком в Москву. Историческая посадка самолета «Сессна-173 П» произошла под вечер, в 18.45 по московскому времени.

Приземление на Красную площадь Фото: Источник

Был ли этот поступок случайным? Конечно же, нет.

  • Во-первых, юноша основательно готовился к перелету, совершая многочасовые перелеты над Атлантикой, он проверял себя на прочность.
  • Во-вторых, не рассчитывая на «лояльность» ПВО стран Варшавского договора, он решил пробираться в столицу СССР окольным путем — через Финляндию. С этой целью он и прибыл в Хельсинки за три дня до полета — 25 мая.
  • И, наконец, пилот взял горючего на 7 часов полета, то есть с запасом (до Москвы он добрался за 5 часов).

Вот уже много лет нас тревожат несколько вопросов. Можно ли было не допустить приземления Руста? Что случилось с нашими хвалеными ПВО? Проспали? Могли ли сбить? Действовал ли юноша под руководством спецслужб (то есть полет совершался с явно разведывательными целями), или прилетел к нам, как голубь мира?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Начнем с первого. В то далекое время ваш покорный слуга проходил службу в рядах Советской Армии и как корреспондент армейской газеты часто бывал в командировках, в том числе и в частях ПВО. Могу засвидетельствовать: резонанс после приземления Руста был колоссальный.

Служба моя проходила на Дальнем Востоке, я общался с теми ребятами, которые чуть ли не ежедневно сталкивались нос к носу с летчиками из НАТО, в частности, американцами. Они рассказывали, что после 28 мая 1987 года требования к нашим летчикам резко возросли. То есть Руст стал той «щукой», которая завелась в озере, чтобы карась не дремал.

Но с другой стороны, мне стало известно, что «шпиона» вели с самого его появления над территорией СССР (в небе над Эстонией) и еще во время совершения полета установили, что самолет вылетел из Хельсинки и управляет им немецкий мальчишка. То есть реальную опасность он вряд ли представляет.

Сбить его могли в любую минуту: и ракетой, и с помощью самолета-истребителя (что прогулочный самолет против «МИГа»?), но решили этого не делать в силу двух причин. Во-первых, нужно было установить, куда направляется Руст, а во-вторых, его гибель вряд ли бы была оправданна.

Сработала старая российская боязнь провокаций. Не надо забывать, что в те времена отношения между Москвой и Вашингтоном были далеки от идеальных.

Почему Руста «сдали» финны? Дело в том, что он нарушил правила полета. Он представил хозяевам план полета над Швецией, а над морем резко изменил курс. Такое «своевольство» редко прощается, ибо может привести к авиакатастрофе.

Так что наше ПВО не проспало. Тем более что почти весь полет самолет Руста шел на высоте 600 метров. Можно «прохлопать» крадущегося врага, если он идет на бреющем — на высоте 15−30 метров. Но так можно напороться на какой либо склон или зацепиться винтами за верхушки деревьев. И тогда имя Руста мы вряд ли бы когда услышали. Понимал это и сам Матиас, а потому не рисковал.

«Русские не проспали», — подтвердил позже сам Руст. И рассказал, что где-то над необъятной территорией СССР к его самолету очень близко подлетел «МИГ». Так близко, что Матиас ясно разглядел летчика. Истребитель сопровождал нарушителя некоторое время и имел возможность тысячу раз сбить его. Но делать этого не стал — развернулся и пропал в никуда…

Кстати, сам Руст как тогда, в 1987 году, так и сейчас, не устает повторять — его полет был жестом мира, доброй воли. И еще он вспоминает, что с высоты Красная площадь показалась ему слишком маленькой. К тому же на ней было много людей, и Матиас боялся кого-то задавить. Три раза он предпринимал попытку сесть, но все три раза взмывал в воздух, пока, наконец, не принял решения садиться на мосту, а потом уже выруливать к Красной площади.

Этот маневр удался. Самолет плавно выкатился на Красную площадь к подножию Спасской башни. Его сразу же окружили люди, всем было интересно. Но тревоги особой никто не выказал, многие москвичи и гости столицы посчитали, что это начало (или продолжение) праздничной программы, посвященной Дню пограничника. Поэтому были очень дружелюбны и засыпали пилота вопросами.

Но первые четверть часа Руст даже не открывал кабину, в душе его боролись два чувства: радости и страха. Под влиянием последнего Матиас даже задумал улететь обратно. Но, во-первых, самолет окружили плотным кольцом, а во-вторых горючего оставалось на два часа полета. Приземлись самолет где-нибудь под Смоленском, неизвестно, что бы с парнем было. В лучшем случае, намяли бы бока.

«Органы» «проснулись» где-то в половине восьмого. Нарушителя доставили сначала в обычное отделение милиции и лишь после предварительного допроса офицерами КГБ Матиаса отвезли в СИЗО. В его простодушный рассказ о том, что он совершил «жест мира», никто не поверил. В ходе допроса следователи часто повторяли одну и ту же фразу: «Сколько тебе империалисты заплатили за эту провокацию?»

Больше всего Матиас боялся, что никогда не выйдет из Лефортовской тюрьмы. А потом был суд, который приговорил немецкого гражданина к 4 годам лишения свободы. Но отсидел юный немец и того меньше — спустя 14 месяцев председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии…

Из возвращения домой праздника явно не получилось. Освобождению Матиаса радовались только родители. Зато журналисты, политики и другие представители общества набросились с обвинениями: как ты посмел поставить мир под угрозу войны. А что, если бы русские тебя сбили? Тогда бы могла начаться война…

Некоторые вообще пошли дальше, открыто призывая поместить Матиаса в психиатрическую клинику. Но обошлось…

Сегодня Руст по-прежнему живет в Германии, он вполне состоявшийся мужчина. Сегодня в связи с полетом на Красную площадь им все чаще интересуются журналисты. И всем он отвечает примерно одно: «Я ни о чем не жалею. Да, меня могли сбить, отправить в Сибирь. Но главное — моя мечта осуществить полет мира — сбылась…»

А по Советскому Союзу долго еще гуляли стихи поэта-ирониста Игоря Иртеньева, написанные им «по свежим следам»:

Ероплан летит германский, —
Сто пудов сплошной брони.
От напасти басурманской,
Матерь Божья сохрани!

Кружит, кружит нечестивый
Над Престольной в небеси,
Отродясь такого дива
Не видали на Руси.

Не боится сила злая
Никого и ничего.
Где ж ты, Троица Святая?
Где родное ПВО?..

Каждый борется за мир всеми доступными ему способами. Матиас Руст совершил свой безрассудный полет, надеясь на то, что советские люди не такие уж черти, какими их рисуют в ФРГ. В чем-то его расчет оказался оправдан…

Обновлено 17.10.2018
Статья размещена на сайте 23.05.2007

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я видел пролет Руста в районе метро Новокузнецкая. Удивило то, что самолет неизвестного мне типа летел на очень малой высоте. Запомнились необычные для СССР опознавательные знаки.

  • Сегодня целый день попадаю на Ваши статьи, очень легко написано и интересно! Даже не подозревала, что Матиас такой молоденький!
    Не сочтите меня занудой, но, может быть, лучше заменить слово "нарушителя" на "его" в этом предложении: Истребитель сопровождал нарушителя некоторое время и имел возможность тысячу раз сбить нарушителя.
    Но 5 Вы точно заслужили!

    Оценка статьи: 5

  • Прочитала на одном дыхании, не смотря на то, что объём статьи не малый, по нашим меркам. Отлично.

    Оценка статьи: 5

  • Да не жалеет он!
    Да и тогда им явно руководило жгучее любопытство. Ведь советские стратегические карты попали в Германию, такой шанс было грех упустить. Вот им, а заодно и Рустом, воспользовались.

  • Вчера по в Белоруссии по каналу ОНТ транслировали документальный фильм об этом "голубе".
    Не знаю, как кто, а я обратила внимание на фразу бывшего военного чина про то, что М. Горбачеву были предоставлены документы с планами размещения точек ПВО. Из Кремля эти документы исчезли. После этого случая документы такого плана Горбачеву не оставляли.
    А М. Руст сказал в своем интервью: "Я хотел помочь миротворцу Горбачеву."
    Интересная логическая цепочка получается...

  • Вспоминается анекдот, бороде которого столько же лет, сколько полету Руста.

    По Красной площади гуляют немецкие туристы. Один из них достает фотоаппарат и начинает снимать. Подходит милиционер: Извините, но фотографировать здесь нельзя!
    Немецкий турист (понимающе): Йа, йа! Аэродром...

  • Материал интересный, но оценка, на мой взгляд, односторонняя. Чем Руст сейчас занимается? Все еще борется за мир? Если это так, то можно было бы согласится с выводами автора. Но по моему это обычная провокация, направленная на исследование системы ПВО средствами радиоразведки. В приграничной полосе для этого нет необходимости оснащать аппаратурой самолет-нарушитель и посылать асса-шпиона. Вполне подойдет малолетний недоумок. Особенно если учитывать возможность неудачи акции и то, какой скандал можно в этом случае раздуть.

    Оценка статьи: 3

    • Алексей Норкин, это скорее политическая провокация. После событий 1983-го года уничтожение "голубя мира" вызвало бы огромный резонанс в мире. В целом, операция была беспроигрышной для организаторов. Что и подтвердилось...

    • Помнится, пару лет назад на одном из российских каналов мелькнул этот самый "голубь мира". Теперь уже взрослый дядечка, но с какой-то немного растерянной улыбкой. Его лишили права управления самолетом, но не только за этот самый "полет мира", были еще нарушения.
      На мой взгляд, потупок Руста безрассудный и, простите, глупый. Рисковал собой - ладно, себя ему не жалко (Слава Богу, не сбили дуралея ). Но ведь в небе он не один. Хорошо, что все именно так закончилось и трагедиии не случилось.

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 27 мая 2007 в 11:08 отредактирован 29 июня 2011 в 22:46

    Фразу "у меня практически нет сомнений" снимаю и подтверждаю - Руста видели. Мой знакомый как раз 20 лет назад был призван в Эстонию, в ту часть, которая его пропустила. Полгода после этого в ней было положение полной боевой готовности, всю верхушку дивизии - генералов, полковников сняли, кое-кому дали срок.

    Поначалу, пока Руст шел над Финляндией, он был виден в воздушном коридоре для пассажирских судов. Потом он исчезает с экранов радаров и появляется там, где не ждали. И в этот момент его "приняли за метеообразование" - была весна и радары все время фиксировали облака и стаи перелетных птиц. Но тут Сессна пересекла границу СССР в районе города Тапа. Это расходилось с прогнозируемым поведением "тучки" и истребители подняли в воздух, как, впрочем, поднимали их на каждое облачко. Один из летчиков официально доложил, что его видит, остальные промолчали, в том числе, видимо, и тот, кого видел сам Руст. Вы пишете, что "почти весь полет самолет Руста шел на высоте 600 метров" - возможно, но как раз когда над ним шел тот истребитель (который ниже 600 не опустится), летчик которого доложил о самолете, Сессна снизилась до 150-200 м, скорости у них тоже несравнимые, так что нельзя с полной уверенностью сказать, что это был самолет, так и посчитало начальство.

    Система ПВО была устроена так, что довели до границы Прибалтийского военного округа - и можно "развернуться и пропасть в никуда". А не сообщили о нем - дальше не поведут. Тарту, Чудское озеро - и всё. Сведений о том, как его встретили в Ленинградском военном округе, у меня нет.

    Дальше сработал еще один момент: в Московском военном округе в тот день планировался вылет вертолета "без ответа", т.е. такого, который не отзывается "я свой". О вылете предупредили ПВО, а о его отмене - нет, и Сессну приняли за этот вертолет. Хотя возможно, что этот вылет "запланировали" задним числом.

    У военных не было сомнений в том, что полет Руста спланирован спецслужбами. Дело в том, что он был слишком хорошо осведомлен о нашей системе ПВО и летел "по разрывам", т.е. там, где пересекались зоны обзора и ответственности разных точек ПВО. Резко менял курс (это и говорило против версии "метеообразование"). Смелый юноша, что и говорить. Но для советских людей это и правда был "полет мира", очень тронуло.

    • Марианна Власова, про "полет мира" я бы не сказал... Было огромное недоумение, как такое вообще могло произойти. Позор для страны и армии.

    • Сергей Карамышев Читатель 30 мая 2007 в 13:59 отредактирован 20 мая 2018 в 15:45

      А я вот служил в ПВО в Эстонии в тот момент. И очень зол на "этого козла" до сих пор . Ибо из-за него задержали для всех не успевших уволиться дембель "до выяснения обстоятельств". И в итоге нас отпустили только в 18 ч. 30 июня - кто служил, тот поймет... Мы правда в этот момент не дежурили - нашу станцию перед тем передислоцировали, т.е. с нашей позиции с горки уже сняли, а на новую еще не поставили (после этого пролета быстро вернули обратно). А нас, дембелей сдали эстонскому колхозу на уборку камней на 2 мес в аренду, в обмен на машину картошки. Но те братья по оружию, кто остался, рассказывали, что его и на радаре видели, и визуально, и Куда Следует докладывали. Но генералы далее слишком долго думали, докладывать дальше или нет, потом самолет потеряли, и молчали, видимо надеясь, что "само как-нибудь рассосется". А вот привез бы этот "голубь мира" на Красную площадь ядреную бомбу, или просто (как потом террористы в Нью-Йорке) влетел к Михал Сергеичу через окно в кабинет...

  • На днях видел интервью с Рустом, где он говорит, что не только ни о чем не жалеет, но и готов повторить полет.

  • Люба Мельник Бывший модератор 23 мая 2007 в 16:50

    Великолепно!
    Все началось именно с этого полета.
    Сама ни за что бы не принялась отыскивать эти сведения, но прочитала с огромным удовольствем. Это - анекдот НАШЕГО времени, это герой НАШЕГО времени.
    Память так устроена, что спустя годы хронологические маркеры размываются, перестают ощущаться такими жесткими "верстовыми столбами".
    Хорошо написано. Единственно, к чему бы я прицепила - это заявление: "Ему 39 лет, он вполне состоявшийся мужчина". Что это такое - "состоявшийся мужчи на"?

    Оценка статьи: 5