Мотоцикл (фр. motocycle, лат. mōtor — приводящий в движение + греч. κύκλος — колесо, круг) — это транспортное средство, двухколёсное (реже — трёхколёсное), с двигателем, с вертикальной посадкой водителя, боковыми ножными упорами (подножками) и прямым управлением передним поворотным колесом.
Такое определение позволяет называть мотоциклом очень много типов двухколесных моторных транспортных средств, каждое из которых имеет свое собственное название и в бытовом понимании мотоциклом не считается.
Наиболее распространены мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но бывают и электрические, пневматические, паровые моторы.
Кстати, самый первый мотоцикл был паровым, создал его в 1869 году француз Пьер Мишо. Весил он 9 кг, а двигатель развивал мощность 0,25 л.с. Но был он крайне непрактичен, проходимости у него практически не было, трясло при движении неимоверно (такие мотоциклы прозвали тогда «костотрясами»). Самое же неудобное для водителя — пары в нем разводились весьма медленно. Сесть, быстро завести двигатель и ехать — было невозможно.
Мотоцикл Мишо пытались продавать, но купили всего несколько экземпляров. Ездить в фиакре или даже в простой пролетке было тогда намного комфортнее. Однако изобретатели не сдавались.
В 1885 году в Германии появился первый мотоцикл с ДВС, Daimler Reitwagen. Создали его немецкие инженеры Вильгельм Майбах и Готтлиб Даймлер. 29 августа 1885 года они получили германский патент на первый мотоцикл с ДВС. Авторы изобретения патентовали «повозку для верховой езды с керосиновым двигателем».
Вообще-то, изобретатели мотоцикла создавали дешевый стенд для испытания созданного ими ДВС, который собирались ставить на изобретаемые ими «самобеглые коляски», в наше время их называют автомобилями. Весил первый мотоцикл около 70 кг, его двигатель имел мощность 1,5 л.с. и позволял развивать скорость до 12 км/час.
Первым мотоциклистом был Пауль Даймлер, сын Готтлиба. В отличие от отца, ему езда на «испытательном стенде» понравилась.
Первый серийный мотоцикл начала выпускать в 1894 году компания Hildebrand & Wolfmüllerruen. Модель весила 50 кг, двигатель имел мощность 2,5 л. с. и позволял развивать скорость 45 км/час. Тормоз был велосипедный — колодки на покрышку переднего колеса. Выпуск продолжался 3 года, за это время было выпущено около 2000 машин.
Вплоть до начала Первой мировой войны шло развитие мотоциклов. Постепенно у них появились пневматические шины, мягкая подвеска, сцепление и коробка передач, цепной привод, карбюратор и воздушное охлаждение. Так из экзотической игрушки для эксцентричных богатеев мотоцикл превратился в недорогое средство передвижения с неплохой проходимостью. Появились мотоциклетные гонки.
Мотоциклы стали серийно производить и в США, и во многих странах Западной Европы (в Англии, Германии, Италии, Франции).
Уже во время Первой мировой войны мотоциклисты — разведчики, посыльные — участвовали более чем активно.
В период между двумя мировыми войнами мотоциклы приобрели почти современный вид и стали незаменимыми в разведке. Мотоциклы с колясками, на которых были установлены пулеметы, осуществляли важную часть разведки пути наступления немецких танковых клиньев, являясь важной частью блицкрига.
Закончилась Вторая мировая война. Европа, по которой она прошлась свинцом и бомбами, была сильно разрушена и обеднела. Многим не хватало денег даже на велосипед. А те, кто до войны раскатывали на авто, теперь были довольны, купив мотоцикл.
И виды мотоциклов множились.
Выделился класс мопедов и мокиков. Маленькие, легкие, дешевые и потребляющие очень мало бензина, они были великолепны для поездок в городе и небольших выездах за город.
Мокики — это мопеды, запускаемые ножным кик-стартером. Нажал ногой несколько раз на стартер — и завелось. У обычных мопедов есть электрический стартер. Общее у этого типа мотоциклов то, что двигатель имеет объем до 50 куб. см, мощность у него — всего несколько л.с., а значит, и скорость небольшая — километров 40−50. По городу в условиях пробок — самое то.
В Италии на фирме Piaggio & C. SpA в 1946 году начали производить скутеры/мотороллеры Vespa («Оса»). Они великолепно подходили для городских поездок: удобная посадка, укрытый за кожухом мотор, передняя панель, защищающая ездока от грязи. Мотороллер выпускается до сих пор и имеет спрос, хотя Vespa 1946 года отличается от современной очень сильно. Но общий силуэт модели сохранен. Кое-где считают, что слова «веспа» и «мотороллер» — синонимы.
Vespa очень хороши для поездок по городу и выездов на природу. Но есть модели, созданные и для дальних поездок.
В наше время существует множество типов мотоциклов, на большинстве из них стоит ДВС. Самые дешевые ездят на двухтактных и слабеньких. Для них водители «стрясают» бензиново-масляную смесь. Хорошо, что расходуют такую смесь машины очень экономно. Таких покупают очень много. Мальчишкам хочется покрасоваться — ведь это уже машина с настоящим двигателем, стоит недорого и водителю не надо иметь права.
Самые дорогие модели стоят сотни тысяч долларов и очень шикарны. У них мощные четырехтактные двигатели, ездят они очень быстро и потребляют лучшие марки бензина.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...