Денис Леонтьев Грандмастер

Есть ли общие корни у советской индустриализации и шведского автопрома?

С конца XIX века Швеция была знаменита на весь мир своими шарикоподшипниками. Она поставляла их огромными партиями даже в США. Сам Генри Форд закупал подшипники у шведов. Так что когда в СССР объявили о начале индустриализации и было решено наладить производство шарикоподшипников, столь необходимых в народном хозяйстве, советское правительство обратилось за содействием именно к шведскому монополисту в производстве шарикоподшипников — концерну SKF, заводы которого располагались в Гётеборге.

Шарикоподшипник Фото: Depositphotos

Руководство SKF командировало в Москву отменного специалиста — молодого инженера Ассара Габриэльсона. По его проекту и под его контролем был построен знаменитый «Шарик», или ГПЗ № 1. Ассар Габриэльсон прибыл в Советский Союз в конце 1922 года, а в начале 1924 года отбыл на родину, где получил повышение и возможность продвигать в концерне более-менее серьёзные проекты.

Ассар Габриэльсон
Ассар Габриэльсон
Фото: en.wikipedia.org

Примерно в 1925 году господин Габриэльсон озаботился транспортной проблемой Швеции. В шведских городах перевозки населения осуществлялись в основном трамваями, автобусов было гораздо меньше, а такси — считанные единицы, и то разве что в Стокгольме и Мальмё. Автомобили же в Швеции считались роскошью. Стоило отъехать от Стокгольма — и вокруг были одни крестьянские телеги. На звук мотора в провинции собирались не только дети, но и взрослые. На север Швеции автомобилисты не забирались вообще, поскольку на узких просёлках с глубокими колеями невозможно было даже развернуться.

В Швеции легковых автомобилей не делали. Начавшие в начале века их выпуск фирмы SCANIA и VABIS через несколько лет перешли на производство грузовиков. Немногие автомобили в Швеции были американского и немецкого производства. Отдельные американские образцы наиболее подходили для дорожных условий Швеции, поскольку были простыми и прочными.

Габриэльсон обратился с просьбой к руководству SKF выделить участок под производство автомобилей. Просьба была удовлетворена. Габриэльсон получил в своё распоряжение бывший склад. К 1927 году было завершено оборудование в его помещениях производственной линии.

За помощью в изготовлении необходимого производственного оборудования Габриэльсон отправился в Америку. Там он разыскал многих некогда приехавших из Швеции специалистов или потомков шведских иммигрантов, работавших на американских автозаводах, и уговорил их репатриироваться. Среди них был школьный друг Габриэльсона Густав Ларсон, обосновавшийся в Штатах не так давно. Соответственно и конструкция будущих шведских автомобилей была позаимствована в Америке, например, у машин Hupmobile фирмы Hupp Motors, с которой Габриэльсон и переманил Ларсона.

1932 Hupmobile I 226 Eight Coupe Arizona
1932 Hupmobile I 226 Eight Coupe Arizona
Фото: Источник

Габриэльсон и Ларсон отметили встречу и начало будущего предприятия обедом в одной из лучших пивных Стокгольма, украшением которого были великолепные раки. Первая среда августа — традиционный день начала лова раков в Швеции, и все крупные начинания шведы стараются осуществлять в этот день, поскольку по народному поверью это обещает удачу.

Сначала было изготовлено несколько прототипов. Их дизайн был разработан Хельмером Мас-Олле — вообще-то крупным шведским портретистом, но этот молодой человек был увлечённым автомобилистом, ездил на довольно экзотической машине — французском Voisin, для которого самостоятельно изготовил оригинальный кузов.

Мас-Олле позаимствовал технические решения французской фирмы Weymann. Кузова по его проекту получились угловатыми, и их прозвали Dallakoferten — так называли обшитые кожей сундуки, распространённые в шведской провинции Далекарлия. Фамилия Мас-Олле безошибочно выдаёт уроженца этой провинции. Кроме того, автомобили были покрашены в разные цвета, поэтому один из них, цвета морской волны, прозвали «Русалкой», другой, чёрный — «Якобом» в честь старшего заводского испытателя. Именно Мас-Олле придумал укрепить фирменный знак на радиаторе с помощью косой металлической планки.


Сам знак напоминает символ Марса, вообще же кружок со стрелкой весьма распространён в мире — и в скандинавской, и в кельтской, и в ведической, и в арийской мифологии, и везде символизирует железо, кузнечное ремесло, мужество и наиболее грозные стихии. Для шведов это — знаменитый молот Тора Мьёлльнир.

Volvo-ÖV4
Volvo-ÖV4
Фото: Источник

Первый серийный автомобиль, выпущенный предприятием, назывался Volvo ÖV4 (ÖV — Öppen Vagn цифра означает число мест, включая водительское, слово Vagn, напоминающее немецкое Wagen, означает вообще-то «экипаж»).


Volvo с латыни переводится как «я качусь» — напоминание о профиле головного предприятия.


Сообразно названию он имел открытый кузов, но основную массу в производстве составили закрытые машины — «далекарлийские сундуки». Когда первый автомобиль в присутствии журналистов готовились выпустить с конвейера — вообще-то это была всего лишь пара желобков в полу, по которым машину перекатывали вручную — обнаружилось, что дифференциал смонтирован не той стороной, и машина имеет три задние передачи при единственной передней. Журналистов попросили подождать 10 минут, неполадку быстро устранили, а автомобиль спускали с конвейера раз за разом до самого вечера, чтобы журналисты наделали снимков вдоволь.

Volvo 244
Volvo 244
Фото: Источник

Косая черта на радиаторе исчезла с машин Volvo в конце 30-х годов, когда фальшрадиаторы стали выпуклыми по американской моде. Но в 1967 году дизайнер Яан Вилсгаард, разрабатывая на базе 144-й модели люксовый седан 164 с рядным шестицилиндровым мотором, вспомнил о подзабытом элементе фирменного стиля. В 1974 году на базе 144 был разработан знаменитый Volvo 244, остававшийся на производстве до 1993 года — самая знаменитая работа Вилсгаарда, довольно красивый автомобиль в духе итальянской школы, прославившийся своей надёжностью и выносливостью. Начиная с этой модели Volvo безошибочно узнают по перечёркнутому наискось радиатору, у нас такую полоску часто лепили на облицовку Жигулей.

Volvo P1900 Sport Cabriolet 1956
Volvo P1900 Sport Cabriolet 1956
Фото: en.wikipedia.org

Ассар Габриэльсон ушёл из жизни ещё в 1957 году, напоследок создав неудачную модель Volvo P1900 Sport — родстер со стеклопластиковым кузовом, попытку построить шведский Corvette. Габриэльсона уже не было в живых, а 67 выпущенных машин всё ещё не были распроданы… Густав Ларсон оставался в руководстве фирмы до конца жизни, но с начала 60-х — чисто номинально. Его роль ограничивалась выступлениями на торжественных мероприятиях, устраиваемых Volvo.


Что еще почитать по теме?

На чём должны ездить служители закона? Ч. 1. Первые автомобили на страже порядка
Песни про автомобили. Что они могут рассказать о нашей жизни и об истории России?
Автомобили Faw. Игра стоит свеч?

Обновлено 13.03.2017
Статья размещена на сайте 24.11.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: