Михаил Груздев Грандмастер

Какое транспортное средство можно назвать вертолётомобилем?

Про американский самолётомобиль я уже писал. «Дурной» пример оказался заразительным, и вот — вслед за самолётомобилем «сдаёт» сертификационные испытания голландский гибрид вертолёта и автомобиля, этакий вертолётомобиль PAL-V.

photobank.ch, Shutterstock.com

«У американского автомобиля-самолета Terrafugia Transition появился конкурент. Голландская компания PAL-V успешно завершила серию испытательных полетов одноименного летающего автомобиля, который должен появиться в продаже в 2014 году», — сообщила www.gazeta.ru.

Когда на дорогах реально появится это чудо, пока трудно сказать. Между тем, серийное производство того же самолётомобиля Terrafugia Transition запущено уже в 2012 году.

В разработке вертолётомобиля PAL-V принимали участие специалисты Национальной аэрокосмической лаборатории Нидерландов и Университета Делфта. Прототип прошел полный цикл автомобильных сертификационных испытаний в 2009 году, а к 2012 году PAL-V научился летать.

Разработчики утверждают, что после получения лётного сертификата безопасности (предположительно в 2012 г.) PAL-V будет отвечать всем требованиям безопасности европейских стран и США как воздушное и наземное транспортное средство. Даже если случается отказ двигателя в воздухе, аппарат не падает, винт продолжает крутиться, и аппарат мягко садится на землю. Правда, приземляется аппарат в этом случае уже где придётся, а не там, где надо.

Что же из себя представляет гибрид вертолёта и автомобиля? Полноценным авто его не назовёшь, всего три колеса и два посадочных места — как в мотоцикле, один за другим. Багажного отсека практически нет, туда в «наземном варианте» прячется хвостовое оперение и управляющий винт, который обычно расположен у вертолёта на хвосте. Несущий верхний винт вне полета тоже сложен на крыше и накрыт специальным обтекателем, чтобы меньше «цеплялся за воздух».

Технические характеристики сильно не впечатляют. Но, что поделаешь, начинать с чего-то надо. Длина «гибрида» в наземном режиме составила 4 м, ширина 1,6 м и высота 1,6 м. В воздушном добавляется ещё и винт диаметром 3 м, и двухметровый хвост сзади. Мотор — 218 «лошадок», разгон до 100 км/ч за 8 секунд.

Как и любой современный автомобиль, PAL-V оснащён подушками безопасности, ABC, компьютерным стабилизатором курсовой устойчивости. Расход на 100 км автомобильного пути — чуть больше 8 литров, объем топливного бака — 100 литров, что позволяет проехать на одной заправке примерно 1200 км.

Максимальная скорость 180 км/ч как в наземном, так и в воздушном варианте. Правда, в полёте аппарат кушает топливо в четыре раза быстрее, чем в наземном, примерно 30 литров на 100 км. Дальность полета сильно зависит от веса и при максимальной загрузке (230 кг) составляет не менее 350 км. Для приземления нужна ровная площадка площадью не менее 30 м2. Для взлёта нужен предварительный разгон — прямая полоса не менее 165 м.

В отличие от автоматического самолётомобиля Terrafugia Transition, который из наземного состояния в воздушное и обратно приводится полностью автоматически, «раскладывать и складывать» вертолётомобиль PAL-V приходится вручную. По заверениям разработчиков, правильно обученный человека проведёт все манипуляции по переводу из наземного состояния в воздушное менее чем за 10 минут.

Для этого требуется вытащить из багажника хвостовое оперение. Далее необходимо снять пластиковый чехол со сложенного несущего винта и, естественно, разложить по специальной схеме несущий винт. При запуске мотора разгонный винт выталкивается из багажного отделения автоматически.

Обратные манипуляции, трансформирующие аппарат из воздушного в наземное транспортное средство, проделываются гораздо быстрее. Не слишком удобно. Но позиционируется машина пока как спасательное средство, и основные её потребители (по информации разработчиков) — спасательные службы: пожарные, горноспасатели, медицинская служба и т. д.

Подъехал куда надо, например, к горящему небоскрёбу или засыпанному лавиной участку автострады, быстро сделал из машинки вертолёт, забрал терпящих бедствие, передал куда надо, спрятал винт и хвост — и снова уехал. Разработчики утверждают, что сделана машинка именно для таких случаев.

Но спасатели спасателями, а фирма PAL-V Europe NV уже начала приём предварительных заказов и от частных лиц. «Вы можете использовать наш автомобиль PAL-V и как традиционный автомобиль, и как летательное средство, если вам вдруг потребуется перелететь через реку или гору, или пробку», — утверждает генеральный директор компании PAL-V Роберт Динджеманс. Насчёт пробок, ИМХО, товарищ генеральный сильно загнул. Как было сказано выше, чтобы взлететь, перед машиной должно быть 165 метров чистой, ровной дороги…

Кроме прав на управление автомобилем, владелец PAL-V обязан получить полётную лицензию. В некоторых странах полёты таких машин должны согласовываться с местными властями, однако в странах европейского союза такого согласования не требуется.

Цена пока не объявлялась, известно лишь, что она будет стоить не менее 200 000 долларов, но, внеся на счёт фирмы 10 000 долларов (не евро — видимо, предложение это направлено в основном американцам), вы можете встать в очередь на получение. Говорят, первые заказы уже есть.

И ещё информация напоследок. Конкурентом PAL-V будет не только американский Terrafugia Transition, но и американо-китайский «летающий автомобиль» Skycar, в разработку которого китайское правительство и частные инвесторы уже вложили более трёх миллиардов долларов.

И Carter Aviation, промышленный автожир (лёгкий вертолёт), который ещё и ездит по-автомобильному. Вероятно, разработку таких наземно-воздушных гибридов уже начали автомобильные и самолётостроительные корпорации.

Такое впечатление, что скоро при переходе дороги придется смотреть не только вправо и влево, но еще и вверх…

Обновлено 9.04.2012
Статья размещена на сайте 6.04.2012

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: