• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Автомобили на газе. Древняя история или светлое будущее?

В трудные предвоенные годы (а также в годы военные и сразу послевоенные) на многих автомобилях — и в России, и в Германии, и в иных странах — ввиду нехватки бензина использовались газогенераторы. В основном они были на дровах.

Газ или бензин? Фото: Kurhan, Shutterstock.com

Дрова в газогенераторе, прогорая, производили газогенераторный газ (по-моему, это просто СО, угарный газ), который заменял пары бензина в двигателях внутреннего сгорания.

Видимо, работали двигатели «на дровах» не слишком хорошо. Во всяком случае, как только проблемы с бензином закончились, были забыты и газогенераторы на автомобилях. (Где-то я читал, что якобы в Японии в конце войны были даже газогенераторные танки. Вот до чего может довести нехватка горючего!) Впрочем, в качестве гиперэкзотики — газогенератор для автомобиля можно приобрести и сейчас.

Автомобили на газе. Древняя история или светлое будущее?
Фото: Depositphotos

В отличие от газогенераторных установок — этакого реликта истории автомобилестроения — двигатель внутреннего сгорания на газе совсем нередкая штука. Сейчас время от времени по улицам можно увидеть рекламу мастерских по переделке двигателей с бензина на газ. Весьма редко, но встречаются газовые заправочные станции для автомобилей. Езда на газе позволяет сильно удешевить процесс передвижения на машине. Я не помню точных цифр, но лет пять назад езда на газе была дешевле езды на бензине в несколько раз.

Мой друг купил машину. Сильно подержанный мерс. Было это лет 10 назад, автомобиль давно разбит в аварии, в которой он доблестно спас хозяину жизнь и здоровье. После аварии мерс почил в бозе, будучи разобран на запчасти. Вспомнил я о нем потому, что он был на смешанном питании, мог работать на двух видах топлива: как на бензине, так и на газе. В багажнике была соответствующая аппаратура, баллон и какие-то там штуки. Работал он на газе отлично, как на бензине, и было это очень дешево. Вначале мой друг был в восторге от дешевизны езды, но…

Но оказалось, что аппаратуру надо возить каждый год в некую контору на поверку. Раз он это сделал, другой. А потом снял оборудование и снялся с учета машин на газе. Уж больно забюрокрачено оказалось у нас это дело, по его мнению.

В Турции по улицам городов бегает очень много машин. От уровня Жигулей они, турки, ушли очень давно. У них есть несколько сборочных автомобильных предприятий. Но есть «вроде-как-турецкая» марка, «Тофаш» (Tofas). Оный Тофаш — что-то среднее по размерам между «Волгой» и «Жигулями», значительно ближе к «Волге». Его используют в качестве такси, а это говорит, что он в эксплуатации весьма надежен. Большинство такси в Стамбуле, этакие сараи на колесах, «Тофаши», работают на газе. Я не знаю, с какой частотой в Турции производят проверки надежности оборудования, но разок я даже «по дороге» заехал вместе с таксистом на газовую заправку. Густой запах газа, стоявший на этой стоянке, помню до сих пор. Но зато у таксиситов получалось сильно экономить на топливе, а значит, получать большую выгоду в своем бизнесе.

Автомобили на газе — это будущее автомобильного транспорта
Автомобили на газе — это будущее автомобильного транспорта
Фото: Depositphotos

Газ намного дешевле бензина. Газа намного больше, чем нефти. Когда нефть начнет кончаться, газа будет еще очень много. Выходит, что автомобили на газе — это совершенно определенно будущее автомобильного транспорта. Возможно, и по чисто экономическим причинам.

Статья опубликована в выпуске 5.03.2017
Обновлено 2.08.2022

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Странная статья. И синтез газ, и баллонный газ, и биотопливо (в комментариях) - всё в кучу. И всё это при условии, что в начале двухтысячных переход на газ был актуальной темой, а сейчас в большинстве центральных городов и районных центров общественный транспорт ходит на газе. И головки не горят, и экономия есть... Не понятно, о чем вдруг разговор?

    Оценка статьи: 3

    • Вадим Поспелов, чего ж непонятного-то? В виде выхлопа топлива на невозобновляемой нефти в выхлопную трубу вылетают бесчисленные изделия из пластмассы. И пытливые умы будут до скончания века "пытаться пробовать" избавиться от нефтезависимости и даже от газозависимости. Не более, чем имхо.

  • Когда я делал на заводе "Агромаш" в Кишинёве ОО ручной рассыпалки СУХОГО песка, познакомился с энтузиастом биотоплива для дизелей. Он побывал в Германии и утверждал, что в то время (более 10 лет назад) в Германии было не менее ста заправок таким топливом. У него был белый Мерс на дизеле, он со смаком рекламировал это биотпливо и добавлял, что выхлоп такого топлива "пахнет блинами". Я помогал ему сооружать установку по части такелажа. Это топливо получают из отходов маслобойных и комбикормовых предприятий.
    После войны в райцентре, на промкомбинате я видел трёхосную полуторку с газогенератором у кабины. Ездила она мало. Тогда же я видел упругий наполнитель покрышек вместо воздуха и удивляюсь, почему это направление не получило развития? А мы делали из него мячи для лапты.

  • У нас на газе передвигается пол-Ростова - особенно таксисты, маршруточники, заправок пропановых очень много. У нас рядом с домом метановая заправка от магистрального газопровода, поэтому обе машины ездят на метане. Очень дешево. Есть свои минусы - срок окупаемости оборудования год, хуже преодолевается подъем в гору, сильнее надо давить педаль, чтобы стартовать, хуже заводится в холодную погоду (для запуска все равно наливаем бензин). Еще минус - само оборудование имеет вес, что изнашивает подвеску. Но зато сердце кровью не обливается за деньги, можно мотаться куда угодно и сколько угодно. Мы много ездим - я сейчас тоже начала водить, поэтому больше вижу плюсов.

  • Игорь Вадимов, а еще в те времена, когда эта статья была актуальна, говорили, что на Марсе будут яблони цвести, а на Венере растут голубые леса. Надо иногда по сторонам оглядываться и менять представления о жизни хотя бы раз в двадцать пять лет. В Астрахани практически 100% пассажирских "Газелей" ездят на газе.

    Оценка статьи: 3

    • Олег Антонов, я живу не в Астрахани. Кстати - в Стамбуле тоже 100% такси ездят на газе. И что?
      Мой друг купил "машину с газом" лет 5-6 назад, два года проездил "на газе"(жаловался мне, как мало в Питере заправок для газа), потом из-за бюрократических сложностей от газа отказался, вернулся на бензин. А в прошлом году его машину разбил в хлам дурак на джипе, поехавший на красный. А сейчас в Питере я знаю десяток заправок, и по московской трассе (и далее - ко мне на дачу) десяток-другой. Из них 2 (ДВЕ) - имеют заправку "и газа". И обе эти заправки - за 40 км от трассы Питер-Москва.
      Вы либо пытаетесь всю Россию приравнять к тому, что Вы лично знаете из Астраханской области, либо...

      Оценка статьи: 5

      • Олег Антонов Аксакал 13 июня 2012 в 19:23 отредактирован 13 июня 2012 в 19:24 Сообщить модератору

        А в прошлом году его машину разбил в хлам дурак на джипе, поехавший на красный.
        Это, безусловно, интересно, но разбил из-за того, что тот от газа отказался? Если нет, то к чему эта информация?
        Питер, область
        Вы либо пытаетесь всю Россию приравнять к тому, что Вы лично знаете из поездок на дачу, либо...

        Оценка статьи: 3

        • Олег Антонов, информация о том, "когда что происходило" была дана ввиду оглашения Вашей уверенности, что "в те времена, когда эта статья была актуальна, говорили, что на Марсе будут яблони цвести" - это лет 40 назад, что ли? Я лишь отметил, что Вы, по срокам, ошибаетесь.
          Я не готов говорить "за всю Россию" (я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика) - но Ваша уверенность, что вся Россия, как и Астрахань, ездит 100% на газе, мне кажется ошибочной.

          Оценка статьи: 5

  • В Киеве наоборот популярно переводить автомобили с бензиновым потреблением на газ. А не наоборот!
    Экономия явная.
    Да, говорят, что скорость падает. Но если двигатель 2,8-3 литра, то не падает.
    Я многих знаю лично, кто свои джипы перевёл на газ -- и счастлив необыкновенно.
    О вреде для двигателя -- очень субъективно... У нас паджеро спорт, последний год часто чистим систему, потому что на бензозаправках стали мешать в бензин всякие присадки, чек горит регулярно. Так что уже и мы подумываем смениться на газ, а то этим бензинчиком двигатель угробится быстрее.

    • Ксюша, не может скорость на газе падать, т.к. воздушно-газовая смесь дает больше энергии, чем воздушно-бензиновая. Если и падает, то исключительно из-за плохой очистки газа, или применения не того вида голубого топлива на который рассчитана газовая аппаратура. Например, заправка метана вместо бутана. А головки как раз и "горят" потому что температура газово-воздушной смеси выше чем у паров бензина и воздуха. Так, по крайней мере мне объясняли технари.
      На мой двигун, ежели перейти на газ, замена головки обойдется тысяч в 150-200 рублей. Вот и стоит вопрос удастся сэкономить на топливе или больше потратишь потом на ремонт двигателя? Не к Вам вопрос, конечно, а к тем кто в этом вопросе петрит.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич, я ж не вникала. Что услышала, то передала.
        Но движок новый мне дороже обойдётся! Мне и так каждый раз чистка системы после бензина киевского в долларов сто-сто двадцать влетает. Я не потомок Рокфеллера!

        • Ксения Печий, какая жалость! А я хотел у Вас миллиончик-другой, до получки подзанять! ;-(

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Русич, так у вас же дизель!! Или это другая машина? Мне тоже говорили, что на газу движок немного теряет мощность. Кстати, а про какую систему речь - на метане или пропане? Они же очень отличаются.

            • Юрий Лях, я, как Вы знаете, врач, а не технарь. Зато мой братец заядлый автомеханик. Так он утверждает, что у них, в Украине, перекидывают ГБА (газо-баллонную аппаратуру) на дизеля и те отлично бегают на газе. Но что-то мне не верится в это. Вот и спросил. На всякий случай. Техника стремительно развивается. Возможно и это у же стало реальностью? Но в те времена, когда я учил физику-механику таких чудес не делали и считалось, что работать дизель на газе не может. А уж о какой системе речь так я не вдавался. Газ - он и есть газ, в моем разумении. Я не прав?
              А я бы с удовольствием перевел на газ свой дизелек. 400 рублей за баллон газа в 40 л. и 320 рублей за 10 л. солярки - это, знаете ли, существенная разница.

              Оценка статьи: 5

  • Насчет выгоды не сомневаюсь. Только выгода эта с "сюрпризом". Я, человек далекий от техники, но знаю от "автотехнарей", что езда на газе быстрее гробит двигатель.
    Виталий Викторович, а так ли это на самом деле? Поделитесь информацией. Мне говорили что-то о "...быстром выгорании головки..." Уж не знаю, верить-не верить? А дизель может работать на газе? Уж слишком цены на солярку взлетели, нужна альтернатива.

    Оценка статьи: 5

  • Статья - полный бред и написана была лет эдак 20 назад. Газобалонное оборудование использую уже около 10 лет. Окупил его меньше чем за год. Заправок - не то что в городе, в каждом р-не по несколько штук. Систематически езжу на межгород. 3 шт. машины - все на газу. В статье ничего не раскрыто, ни средняя стоимость бнз и газа ни средний расход, цена установки и обслуживания. Какой газ есть, чем он отличается и многое другое. Плюсы и недостатки. Ничего нет вообще. Стыдно писать о том, о чём знаешь поверхностно со слов несведущих, лет 20 назад что то сказавших. Мог бы описать многое, но, ни моя статья. Скажу одно - газ, на данный момент это выгодно и безопасно.

  • Написано все верно,но у нас в России своя жизнь.В 90-х газ был весьма популярен,но у нас ведь все хотят коммунизма в своей,отдельно взятой конторе,поэтому цены на него стали задирать,а затем нефтяной газ(пропан-бутан) начали заменять простым метаном,гораздо менее калорийным,но по той же цене.И сказка кончилась.Сейчас,учитывая накладные расходы,ездить на газе нет особого резона.