Начала свой путь эта английская компания в 1896 году, когда автомобиль был ещё по сути игрушкой для по-настоящему богатых людей, но уже вошёл в моду. Уже было достаточно много джентльменов, желающих произвести впечатление на своих гостей, прокатив их на коляске, в которую не нужно запрягать лошадей. И Готлиб Даймлер, которого уже не считали чудаком, отдающим жизнь бессмысленным затеям, расширял производство и получал хорошие деньги за патенты. Он продавал их во многие страны, но английское предприятие — случай особый. Инженер Фредерик Симс крепко дружил с Готлибом и не просто получил патент — Готлиб активно участвовал в строительстве и оборудовании завода, испытывал первые выпущенные автомобили.
Начальный капитал предоставил предприниматель Гарри Лоусон — и не прогадал. Незадолго перед этим Лоусон попался на удочку некоего Джоэля Пеннингтона, принадлежавшего к той же категории граждан, что и небезызвестный сын турецкоподданного. Этот весьма колоритный персонаж в самом деле был изобретателем, но проехать хотя бы сотню ярдов на построенной им машине было поистине подвигом. При этом мистер Пеннингтон рисовал в рекламных целях картинки, на которых изображал, к примеру, самого себя, совершающего на своем мотоцикле прыжок через реку на удивление праздной публике.
Рисовал, к слову, он неплохо, но страстью его были не искусство и не техника, а деньги. Из Лоусона он вытянул целый миллион (переложите миллион английских фунтов конца XIX века на теперешний курс и представьте, что кто-то «развел» на подобную сумму, к примеру, Билла Гейтса), но закончил свои дни в полной нищете. Есть над чем подумать тем, кто мечтает о быстрой и лёгкой наживе!
Но Готлиб Даймлер был человеком абсолютно иного склада. Он был инженером и деловым человеком, а не авантюристом. Устав новой компании был составлен по всей форме, и она успешно начала работу.
Условия для развертывания активной деятельности есть — как раз отменен «закон о красном флаге», поднят разрешенный предел скорости движения по дорогам — с 4 до 8 миль в час. Это послужило толчком к развитию рынка самоходных экипажей. Их производство разворачивает крупная велосипедная фабрика Humber, потихоньку ведет разработки молодой инженер Герберт Остин с фирмы Wolseley Sheep Shearing Machines, известной, как следует из названия, в качестве производителя машинок для стрижки овец. Есть ещё один пылкий молодой человек, выпускник Королевского технического колледжа, некий Фредерик Ланчестер, запускающий невиданных воздушных змеев и грозящийся подняться на одном из них в небо — вместе со старшим братом Джорджем он недавно совершил весьма удачную поездку на построенном ими самоходном экипаже…
Несомненно, отмена закона о красном флаге повлекла за собой значительные перемены. Противники нового вида транспорта поняли, что им не придется спать спокойно. Сама английская полиция уже использовала автомобили для ловли преступников — при скорости 10 миль в час они всё же обгоняли лошадь. Началось всё с того, что один сельский констебль, не видя других средств задержать афериста, разъезжавшего на собственном авто, обратился к услугам местного «моториста».
Но о чем говорить, если безлошадный экипаж уже удостоился августейшей милости! Будущий король Эдуард VII, а в то время Герцог Йоркский, начал брать уроки вождения у лорда Монтегю. Для практических занятий использовался 12-сильный Daimler — модель, полностью созданная в Англии.
Энтузиастов автомобильного дела становилось все больше и больше. Они появлялись самым непостижимым образом. Вот, например, некто Генри Ройс. Ему не было и десяти лет, когда его отец потерял работу на паровой мельнице. И лишь стараниями юного Генри семья избежала голодной смерти. А теперь мистер Ройс — владелец преуспевающей электротехнической компании, которую сам же и основал.
В общем, доходы позволяли мистеру Ройсу разъезжать на «моторе». Но купленный по случаю Peugeot в 3 ¾ л.с. его не устраивал абсолютно. Тогда он приобрел на Оксфорд-стрит, а может, на Кенсингтон-авеню модный и довольно дорогой Decauville, но лишь окончательно убедился в том, что автофабрикантами движет не столько инженерная мысль, сколько коммерческий расчёт. И мистер Ройс начал сам улучшать конструкцию автомобиля, так что тот вскоре стал представлять практически самостоятельную конструкцию. Случай свёл Ройса с одним из первых денди Лондона, энтузиастом автомобильного дела баронетом Чарлзом Стюартом Роллсом, который пригласил его на ланч в один из лучших ресторанов, где они обговорили важнейшие аспекты будущего дела. Затем сэр Роллс вызвал своего поверенного и сказал, что открывает завод для производства автомобилей, которым не будет равных. Тот спросил лишь: «Вы нашли хорошего инженера, сэр?» «Я нашёл лучшего», — был ответ.
Тут надо сказать, что мистер Ройс — не только один из лучших инженеров в истории мирового автомобилестроения, но и своего рода английский Эдисон, в частности, он изобрёл такую полезную вещь, как трамблёр.
А уже создавался рынок, обострялась конкуренция. Автомобили марки Wolseley уже выпускались серийно. Humber давно отказался от сомнительных конструкций Пеннингтона и вовсю создавал собственные, первые автомобили выпустил еще один производитель велосипедов — Rover.
Фирм была масса. Например, как вам такая марка — Speedwell? Или Belsize? Или вам больше нравится Swift? Но вы же не представляете, как выглядели эти машины! К примеру, на автомобиль Sheffield-Simplex поставили мотор очень большого объема и решили, что можно обойтись без коробки передач. Эта модель так и называлась — Gearboxless. У первого автомобиля знаменитой впоследстии марки Lea-Franceas под полом кузова располагался мотор с тремя горизонтальными цилиндрами и шатунами метровой длины. Автомобили Hansome предназначались для работы в качестве такси. Поэтому место шофера расположили сзади, так, чтобы он глядел на дорогу поверх крыши пассажирского салона. Помните традиционный лондонский кэб? Но контракт на поставку моторных кэбов перехватили французы.
Очень своеобразные машины строились под маркой Aberdonia. А компаньоны Роллс и Ройс в это время рассматривали проект Legalimit. Это был автомобиль, внешне смотревшийся как очень изящное ландо, только без лошадей. Но его традиционные формы скрывали под собой оппозитную «восьмерку» и подвеску весьма сложной конструкции. Этот motor carriadge отличался исключительно плавным и бесшумным ходом.
Архитектор Мэбберли Смит сконструировал для фирмы Sunbeam автомобиль, названный Mabley. Спереди у него было ведущее колесо, далее по бокам два опорных, а сзади управляемое. Водитель и пассажир сидели по сторонам от мотора боком по направлению движения. И такое сооружение выпускалось серийно!
Машины марки Seal напоминали мотоциклы с коляской, но в «коляске» размещался водитель. А мотоциклетная фирма Scott предприняла попытку производства общедоступного автомобиля Sociable, единственное переднее колесо которого образовывало одну колею с правым задним.
Но все же со временем устоялась более-менее стандартная конструкция двигателя, классическая компоновка шасси и общепринятое решение внешнего вида с капотом двигателя спереди. На этом фоне очень выделялись автомобили Lanchester. Их мотор размещался в средней части шасси, поэтому очень необычно выглядела их передняя часть с щитком, закрывающим ноги шофера и сидящего рядом лакея. Вместо знакомой нам «баранки» присутствовал установленный сбоку румпель. Дорогу освещали ацетиленовые фары и керосиновые фонари. Кузова были типа tonneau со входом сзади или calesche. При всем этом мотор был очень оригинальной конструкции. Два его поршня ходили навстречу и вращали два коленчатых вала, а впуск и выпуск осуществлялись посредством единственного клапана грибообразной формы. Эта конструкция до сих пор упоминается во всех учебниках по автомобилестроению.
Это было очень давно. С тех пор чего только не произошло. В 1910 году Гарри Лоусон передал контрольный пакет акций Daimler бирмингемскому оружейному концерну BSA. Почти одновременно в собственность BSA перешел Lanchester. Под обеими марками выпускались солидные, комфортабельные, престижные лимузины. Но после 2-й мировой войны машины Lanchester были уже довольно заурядными и не особенно престижными. Daimler всё еще соперничали с Rolls-Royce, сохраняли титул официальных автомобилей Королевского Дома Британской Империи, но в 1960 году BSA продала Daimler Уильяму Лайонсу, владельцу Jaguar. Лайонсу как раз нужен был новый завод, а в Ковентри его просто негде было построить.
Лайонс не хотел отказываться от именитой марки, но ощущал нехватку средств. Поэтому вскоре прекратился выпуск всех прежних моделей Daimler, а вместо них появился седан 250 — V-образная «восьмерка» Daimler объёмом 2,5 литра в кузове Jaguar MkII. Модель имела определенный успех. Последний лимузин Daimler на агрегатах Jaguar выпускался с 1968 по 1991 год, им пользовалсь королевская семья, а также премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Сегодня Daimler — лишь вариант косметического оформления Jaguar. Правда, студенты автомобильной кафедры одного из английских колледжей по изучению дизайна среди прочего создали проект лимузина Daimler, но английского в нем что-то не много, во всяком случае Королева вряд ли согласилась бы ездить в нем.
А статья эта написана для того, чтобы лишний раз напомнить, как давно в автомобилестроении начал формироваться стиль, который и сейчас называют истинно английским.
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хвала автору! Постарался.
0 Ответить
Последняя фраза убила
Пока читал статью, в голове крутилась аналогия с эволюцией жизни на Земле - каких только форм там не было. Но концовка срезала начисто...
0 Ответить
Очень интересно 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати, Готлиб Даймлер придумал автомобильную эмблему - трёхлучевую звезду в круге, означающую: на земле, на воде и в воздухе.
Но она сейчас красуется не на английских, а на немецких машинах - концерна "Даймлер-Бенц".
За статью 5.
0 Ответить
Не зря у вас фото с авто. Поклонник, причём яроснтый
Оценка статьи: 5
0 Ответить