Еще в 1966 году начались переговоры между Внешторгом и фирмой Fiat о продаже СССР завода полного цикла для производства современных автомобилей. Итальянские инженеры начали модифицировать автомобиль Fiat-124, бывший в 1967 году «Автомобилем года».
Надо сказать, что по запросам советской стороны автомобиль был сильно переделан: заменены тормоза, двигатель и подвеска, для того чтобы на наших дорогах он попросту не развалился и чтобы мог ездить зимой, когда морозы могут опуститься до -30 градусов и ниже.
С 1967 года началась стройка нового автозавода, в 1969 году начали набирать коллектив автостроителей, причем отчасти — из числа строителей. И, наконец, 10 мая 1970 года были сделаны первые 10 «Копеечек» — ВАЗ-2101.
В том же году «Копеечка» пришла и в нашу семью. Папа купил ВАЗ из первой тысячи выпущенных. Их двигатели и ходовая были собраны еще из итальянских деталей. Наша «Копеечка» служила нам верой и правдой до 2001 года, проехав сильно больше 300.000 км (потом километраж просто перестали считать).
Первые и никому не известные авто продавали без очереди. Но как только автолюбители распробовали эту машину, за Жигулями выстроилась огромная очередь.
Завод ГАЗ тем временем делал престижнейшие тогда Волги, ГАЗ-24, ГАЗ-3102 и продолжения этой серии. Круче их тогда были только «Чайки», которые частникам не продавали, или иномарки, которые тогда были вообще только для «небожителей».
Завод «Москвич» все 70−80-е ляпал разнообразные модели «Москвичей». Увы, когда старое руководство завода в середине 70-х ушло на пенсию, новое начальство оказалось сильно во втирании очков. Москвичу-408 присвоили гордое название Москвич-2138, а Москвич-412 стал Москвичом-2140. АЗЛК начал увеличивать производство автомобилей, но делалось это за счет уменьшения выпуска запчастей и за счет ухудшения качества комплектующих. Автомобили все равно брали, ибо наши «левши», купив такое авто, сначала его разбирали, потом собирали и по ходу дела меняли все замеченное ими гнилье там, где надо, антикорили ржавый корпус и завинчивали как следует все гайки.
Так к концу 80-х установился относительный порядок, по которому:
- «Запорожцы» покупали совсем уж непритязательные автовладельцы;
- «Москвичи» покупали любители позаниматься сборкой-разборкой собственного автомобиля и азартной игры «угадай, где в автомобиле поставлена некачественная деталь»;
- «Жигули» покупали так называемые широкие народные массы, люди среднего достатка, желавшие на дачу приехать пусть не слишком быстро, но зато с некоторыми удобствами;
- «Волги» покупали любители пофорсить и поездить с комфортом и достаточно быстро.
Владельцы иномарок из этой классификации выпадают. Их на всю страну приходилось всего несколько тысяч: дипломаты, вернувшиеся из долгой загранкомандировки, певцы, композиторы, имевшие популярность и за рубежом, ну и, разумеется, самые богатые теневики. Иметь иномарку в СССР было очень дорого и где-то даже опасно, зато невероятно престижно.
У Михаила Боярского был одно время единственный на Ленинград белый Мерседес. Молодой, но очень знаменитый актер сильно загордился. Закончился этот фарс крупной аварией, иномарка — в хлам, самого актера спас его отличный автомобиль. Но позвоночник себе он сломал и долго лечился.
Вот закончились 80-е и настали 90-е. Ну, про «святые 90-е» говорить слишком грустно. За Тольятти, гигантский город-автозавод, взялся Борис Березовский. Он стал миллиардером, а те, кого он как бы вел к светлому будущему, оказались на грани банкротства. Но АвтоВАЗ удержался на плаву до того момента, как наиболее жадные и глупые олигархи смотали удочки и уехали в Лондон. А дальше уже было проще.
АвтоВАЗ производил автомобили марки «Жигули», «Нива», «Спутник», «Samara», «Ока». Сейчас на АвтоВАЗе производят, помимо «Лада-Веста», «Лада-Xray», «Лада-Калина», «Лада-Гранта», еще и целый ряд «вроде как иномарок» — Nissan, Renault и Datsun.
Производитель Москвичей, завод АЗЛК, обанкротился.
Завод ГАЗ массово производит грузовики очень широкого спектра, микроавтобусы. Последняя «Волга» сошла с конвейера в 2010 году.
А всего в настоящий момент автозаводы в РФ работают 35 различных городах, причем в некоторых — до десятка различных производств автомобилей. Конечно, в основном это сборочные предприятия, но в последнее время представители РФ стараются перетащить к нам производство различных деталей для автомобилей.
Как положено при капитализме, спрос рождает предложение. Пока люди покупают автомобили, их будут производить.
Что ж! Грустно, но такова се ля ви. А текст вполне удобоварим и вне всякого сомнения полезен. Ведь это же Школа жизни.
5 - смело и с уверенностью
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Владимир Жестков.
У меня получились некоторые путки с нынешним ГАЗом.
Да, своих Волг они больше не производят - подергались в 2004, но в 2010 все свернули.
Но у них работает сборка на том, бывшем волговском конвейере, они сейчас собирают несколько видов якобы иномарок. И Фольксваген, и еще пару других названий, уж не помню.
А вообще "иномарки" в РФ собирают на десятках разных заводов по всей стране. И даже какие-то мелочи к ним сами изготавливаем. Жаль, что не целиком сами делаем. Если Рено собранное в РФ не хуже тех, что из Франции - то почему бы и нет?
0 Ответить