• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Советские летчики: как жил и сражался Амет-Хан Султан?

В Великую Отечественную войну было очень много безвестно павших героев, чей подвиг так и остался неизвестен. Тем приятнее рассказать о воине, для которого та война началась утром 22 июня 1941 на западной границе СССР, а закончилась в мае 1945 года — в Берлине. Вспомним об Амет-Хане Султане.

Фото: warallbum.ru

20 октября 1920 года в Крыму, в Алупке, в семье лакца (жителя Дагестана, уроженца аура Цовкра) родился мальчик. Отца ребенка звали Султан Амет-Хан, мать была крымской татаркой, звали ее Насибе. При рождении мальчика назвали в честь деда — Амет.

Правильно его следовало бы называть Амет Султанович Амет-Хан. Но когда пришла пора получать паспорт, он назвался по татарскому обычаю: сначала фамилия, потом имя — его так и записали. Перевернутые имя и фамилия так и перешли и на его детей.

Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан
Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан
Фото: Fastboy, ru.wikipedia.org

Окончив школу, мальчик учился в ФЗУ, потом работал слесарем. Увидел самолет и заболел небом. Пошел учиться в Качинскую авиационную военную школу. Закончил ее, получил звание младшего лейтенанта и получил назначение в 4-й ИАП Одесского военного округа. Полк базировался под Кишиневом. Младший лейтенант получил И-153 «Чайку», на которой и вступил в бой в самом начале войны.

Теряя самолеты и пилотов, полк отступал от границы до Ростова-на-Дону. Потом остатки полка вывели в тыл на перевооружение. Полк получил «Харрикейны» и был направлен в ПВО города Ярославля. Здесь, прямо над городом, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик Ю-88, врезавшись в него своим самолетов. Обе машины сцепились в воздухе и загорелись, но Амет-Хан сумел выбраться из своего истребителя и совершил прыжок на парашюте.

С лета 1942 года Амет-Хан воюет на юге. Вначале под Воронежем, потом под Сталинградом. Он летает на Як-1 и Як-7. Под Сталинградом был сбит во второй раз — и снова спасся, прыгнув с парашютом. В конце 1942 года, в боях над Волгой, Амет-Хан получил признание как мастер воздушного боя и был переведен в 9-й Гвардейский ИАП. Здесь летчик освоил Аэрокобру.

Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель майор Султан Амет-Хан
Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель майор Султан Амет-Хан
Фото: warallbum.ru

В августе 1943 года он получает звание Героя Советского Союза. После освобождения Крыма герою дали отпуск — повидать родных. Он приехал — и как раз попал на депортацию крымских татар. Летчик был очень оскорблен, хотя его семью не должны были депортировать, ведь его отец был дагестанцем. Зато его брат Имран был арестован НКВД, он служил в «Schutzmannschaft» (вспомогательной охранной полиции) и оказался соучастником военных преступлений, за что и был осужден военным трибуналом.

Тут есть много разных объяснений — и то, что партизаны пытались помочь вывезти семью знаменитого советского аса в тыл, но брат Имран этого сделать не дал, а вскоре этот партизанский отряд попал в засаду.

Но есть и объяснение, что семье Амет-Хана угрожало гестапо, а Имран пошел служить в полицию, чтобы их прикрыть.

Точно известно то, что Амет-Хан был оскорблен до глубины души высылкой крымско-татарского населения Крыма. И формально, по отцу будучи дагестанцем, в документах он обозначал свою национальность как крымский татарин.

Советский летчик-истребитель Амет-хан Султан на крыле своего истребителя Як-1
Советский летчик-истребитель Амет-хан Султан на крыле своего истребителя Як-1
Фото: warallbum.ru

В 1944−45 годах Амет-Хан летал на Ла-7. Он блестяще продолжал воевать и сбивать самолеты врага. Всего на его счету 30 сбитых лично и 19 в группе (в списке лучших советских асов он находится на 30 месте). Всего за войну Амет-Хан совершил 603 боевых вылета и провел 150 воздушных боев. 29 июня 1945 года он получил звание Дважды Героя Советского Союза.

После войны знаменитый летчик-ас пошел учиться в Академию. Но спустя несколько месяцев подал рапорт об отчислении с учебы и со службы. Тут тоже разные мнения — мол, «пятый пункт» подкачал. Но говорят и о том, что молодой летчик не видел себя большим командиром, отлученным от неба, да и знаний не хватало, а желания много учиться — не было. Вскоре он стал летчиком-испытателем и много лет испытывал самолеты, работая в ЛИИ (впоследствии — ЛИИ имени Громова).

Было в его жизни много испытательных полетов, он освоил многие десятки новых и модернизированных самолетов. Много раз буквально на миллиметры ему удавалось разминуться со смертью, и каждый раз он спасал и себя, и своих друзей, и машину. Но 1 февраля 1971 года во время проводимого Героем испытательного полета, произошла катастрофа. Самолет-лаборатория Т-16 взорвался в воздухе, и весь его экипаж погиб.

Могила Амет-Хана Султана на Новодевичьем кладбище Москвы
Могила Амет-Хана Султана на Новодевичьем кладбище Москвы
Фото: SerSem, ru.wikipedia.org

Похоронили Героя на Новодевичьем кладбище в Москве. Разве можно пожелать лучшей судьбы? Всю жизнь он делал то, что больше всего на свете любил — летал и погиб мгновенно, даже не успев понять, что умирает.

Статья опубликована в выпуске 15.11.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: