• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как женщины-летчицы стали знаменитыми в 1930-е годы?

Лет 100 назад считали, что женщина должна быть женой и матерью — готовить, воспитывать детей, хранить домашний очаг, а не работать. Когда появились «женские» профессии (телефонистка, машинистка), это было своего рода началом феминистской революции. Но женщинам хотелось большего — управлять автомашинами, тракторами, даже самолетами.

Амелия Эрхарт, Лос-Анджелес, 1928 г. Фото: ru.wikipedia.org

В период между Первой и Второй мировыми войнами во многих странах обрели известность женщины-летчицы.

В США стала знаменитой Амелия Эрхарт. В январе 1921 года она начала брать уроки пилотажного мастерства. Закончив авиашколу, летом 1921 года купила свой первый самолет, биплан «Киннер Эйрстер». В октябре 1922 года она поставила рекорд высоты среди женщин-пилотов, подняв самолет на высоту 14.000 футов. Амелия участвовала в очень популярных в то время в Америке воздушных шоу, стала знаменитой звездой таких представлений.

Амелия Мэри Эрхарт
Амелия Мэри Эрхарт
Википедия, ru.wikipedia.org

В 1928 году богатая американка Эми Гест профинансировала и организовала трансатлантический перелет по маршруту США — Великобритания. Но ее родственники высказались резко против ее участия в этом тогда еще очень рискованном предприятии, и Эми пришлось отказаться от участия в перелете. Однако она твердо решила, что американка обязательно должна принять участие в этом трансатлантическом перелете.

Лучшей кандидатурой оказалась Амелия Эрхарт — красивая, решительная, фотогеничная, вдобавок — уже популярная в стране женщина-пилот. Перелет осуществлялся на трехмоторном самолете фирмы Фоккер. Для данного полета самолет был переоборудован, его поставили на поплавки вместо колес.

Взлетев 17 июня 1928 года в Ньюфаундленде, самолет после 20 часов 40 минут полета достиг побережья Англии (Барри-порт, Уэльс). Так Амелия Эрхарт оказалась первой женщиной, перелетевшей Атлантику. Перелет дал ей огромную популярность и стал началом ее великолепной карьеры. Хотя сама она не считала, что перелет — ее достижение, она даже сказала репортерам фразу: «Меня просто везли, как мешок с картошкой!»

Во Франции прославилась своими рекордами Андре Дюпейрон (Andreа Dupeyron). В 1918 году шестнадцатилетняя Жюли Майлхо (Julie Victorine Andréa Eugénie Mailho) познакомилась с Гюставом Дюпейроном. Оба они обожали разные механизмы и бредили авиацией.

В 1922 году Андре окончила летные курсы и получила лицензию пилота. Летала она на самолете Потез-39. Начиная с 1934 года, начала пилотировать самолеты, летевшие на большие расстояния, и 15 мая 1938 года на одномоторном самолете Caudron Aiglon поставила рекорд дальности в беспосадочном перелете — 4360 км.

В годы Второй мировой Андре служила в ВВС, была пилотом отдельной эскадрильи. Награждена Медалью Сопротивления, Кавалер и офицер ордена Почетного Легиона.

Ханна Райч (Hanna Reitsch), ясно видна, какого мировоззрения она придерживалась
Ханна Райч (Hanna Reitsch), ясно видно, какого мировоззрения она придерживалась
Фото: ru.wikipedia.org

В Германии знаменитой женщиной-летчицей стала Ханна Райч (Hanna Reitsch). Родилась она в Силезии, в городе Зелена Гура. С детства мечтала о небе, увлекалась планеризмом, затем стала пилотом. В 1930-е годы стала очень известной в Германии, летала в Африку, ставила авиарекорды для женщин: по дальности — 1933 год, 380 км, по высоте полета — 2800 метров, 1934 год.

Ханна стала первой женщиной-пилотом-испытателем Люфтваффе, имела звание капитана. Служила в том числе и на Восточном фронте. Награждена орденами Железного Креста (единственная женщина, награжденная Железным Крестом Первого класса). Испытывала разные типы летательных машин, в том числе — вертолеты и реактивные самолеты, испытывала Ме-163 «Комета».

Была личным пилотом Гитлера, покинула окруженный Берлин по личному приказу своего фюрера только 30 апреля 1945 года, перелетев на самолете в ставку Деница, где и сдалась в плен Западным союзникам. После войны и плена писала книги и участвовала в международных соревнованиях по планеризму, часто занимая в них призовые места.

В 1978 году поставила мировой рекорд по дальности полета на планере.

В 1979 году она умерла, похоронена в Австрии, в Зальцбурге.

Валентина Степановна Гризодубова.
Валентина Степановна Гризодубова
Фото: ru.wikipedia.org

В Советском Союзе в 1930-е годы тоже были знаменитые летчицы. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова на самолете АНТ-37 «Родина» взлетели 24 сентября 1938 года с Щелковского аэродрома НИИ ВВС и взяли курс на Комсомольск-на-Амуре. Погода по маршруту оказалась облачной, самолет поднялся выше облаков и летел по приборам. Увы, через какое-то время и радиооборудование пришло в негодность. Самолет ослеп.

Экипаж принял решение не возвращаться, а лететь дальше. Летели они по наитию, потому найти реку Амур и аэродром Комсомольска-на-Амуре не смогли. Долетели до Охотского моря и повернули обратно, пытаясь найти большую реку. Затем у них закончилось топливо и им пришлось садиться.

Полина Денисовна Осипенко.
Полина Денисовна Осипенко
Фото: ru.wikipedia.org

За 26 часов 29 минут перелета они преодолели расстояние 6450 км, поставив тем самым рекорд длительности беспосадочного перелета среди женщин. Правда, при этом сели они недалеко от реки Амгунь на болота. Места эти были совершенно необитаемые, безлюдные. Вынужденно севший самолет был обнаружен только на 9 сутки. Затем экипаж был эвакуирован сначала самолетом в Хабаровск, а затем поездом — в Москву.

Здесь героических летчиц ждал торжественный прием. Они стали первыми женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза.

Марина Михайловна Раскова
Марина Михайловна Раскова
Фото: ru.wikipedia.org

В 1930-е годы военная техника — авиация, танки, артиллерия, автомобили — очень быстро развивались. И женщины рядом с мужчинами принимали участие в их разработке и создании.

А впереди была Вторая мировая война, накрывшая всю Европу. И в этой войне женщины встали рядом с мужчинами. В том числе и в авиации. Об этом — в следующей статье.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 4.05.2021

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья познавательная в иностранной части. А про наших , писано и переписано.. Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Мужа бросить ради карьеры, быть агентом НКВД, довыпендриваться на истребителе и гробануться, угробить почти полк ПЕ-2. Это удел тех двух рано ушедших. Интересно, а дети у них были ?Разве что у преподавателя Гризодубовой В, С,
    Но мы их помним и как можем чтим . Когда рассказываешь о них, что я многократно делал, люди удивляются ..
    И как многое делал Сухой , за что и получил КБ перед войной...

    Оценка ; 4