В юности Урсула снималась в итальянском кино — сначала в массовке, а потом и в более серьезных ролях. А в середине 50-х годов перебралась в «землю обетованную» киномира — Голливуд, где сразу же подписала семилетний контракт со знаменитой киностудией «Парамаунт Пикчерз».
Любопытно, что в рамках этого контракта она так и не сыграла ни одной роли из-за того, что не смогла освоить английский до уровня, когда могла бы говорить без дублера озвучки. Впрочем, совсем без дела она не сидела, занимаясь тем, что просматривала старые фильмы и крутила романы с голливудскими звездами, в том числе теми, кто в этих фильмах играл.
Настоящую известность Урсула приобрела после съемок в первом фильме бондианы — «Докторе Ноу». Несмотря на ее успехи в изучении языка (если предположить, что они все-таки были), ее английский все еще был недостаточно хорош для большого экрана, и голос Урсулы пришлось озвучивать другой актрисе. Но это были, в сущности, пустяки, потому что сцена появления актрисы из морских волн в белом бикини, удостоенная сравнения с шедевром художника Боттичелли «Рождение Венеры», произвела воистину ошеломляющее впечатление на зрителей и до сих пор занимает почетное место в рейтинге величайших эротических сцен мирового кинематографа.
Отметим, что в «Докторе Ноу» впервые был сформулирован один из важнейших принципов кинобондианы, который во многом определил ее успех: главная девушка агента 007 должна быть ослепительной красавицей с прекрасной фигурой.
Между тем в романе Флеминга все было далеко не столь однозначно. Во-первых, Афродита появилась из моря совершенно голой, если не считать широкого кожаного пояса на талии и чехла с охотничьим ножом. Во-вторых, показ обнаженной натуры был неприемлем в ленте, предназначенной для широкого просмотра; отметим, что и само появление на экране «героини в бикини» тоже стало чем-то вроде сенсации в ту далекую доинтернетовскую эпоху.
У героини Флеминга была прекрасная фигура и красивое лицо, точнее, оно было бы красивым, если бы не одна подробность — перебитый, словно у боксера, нос. В свою очередь, создатели фильма решили взять на вооружение чеховский принцип: в человеке должно быть прекрасно все, а если этот человек — женщина, девушка, то прекрасными в ней должны быть в первую очередь лицо и фигура.
Существует и еще один неоднозначный момент: героиня Флеминга — маргинальный типаж, дикарка, с нетрадиционными представлениями о внешнем мире, которая мечтает скопить деньги на пластическую операцию, чтобы потом работать «девушкой по вызову». Впрочем, объяснялось это не столько ее распущенностью, сколько наивностью и совершенным незнанием жизненных реалий. (Словом, все как в пьесе Е. Шварца «Голый король»: «Вы так невинны, принцесса, что можете сказать очень страшные вещи!») В фильме этот момент микширован, и Ханни изображена особой, не лишенной определенных странностей, но отнюдь не бродяжкой, а скорее морским натуралистом-фрилансером.
После выхода книги Нассима Талеба получило широкое распространение понятие «черный лебедь», которым называют непредсказуемые, маловероятные и даже аномальные события, которые, вопреки всем ожиданиям, время от времени происходят — как счастливые, так и несчастные, и которые удивительным образом меняют ход вещей. По мнению самого автора книги, Талеба, именно эти лебеди, а не пресловутые закономерности истории или социального развития, о которых пишут в умных книгах, в действительности управляют миром и человеческими судьбами (и как не поверить в эту идею после недавних событий, когда весь мир был внезапно повергнут в состояние хаоса эпидемией коронавируса?).
Вселенная постоянно балансирует на грани порядка и хаоса, и что бы люди ни делали и как бы скрупулезно не планировали свои шаги, невозможно заранее предсказать, кто получит «черную метку», а кто вытащит счастливый билет. Успех первой ленты бондианы (напомним, что весь ее бюджет составил чуть более 1 млн. долларов, — сумма, не слишком большая даже по тем временам) оказался счастливым черным лебедем для ее создателей, а для Урсулы Андресс им стал ее белый купальник.
Позднее сама актриса вспоминала:
Это бикини принесло мне успех. Как результат того, что я снялась в фильме «Доктор Ноу» как первая девушка Бонда, я получила свободу выбора ролей и стала финансово независимой.
Бикини, которое героиня носила в фильме, было продано на аукционе в 2001 году за 41 тысячу фунтов стерлингов. В 1968 году Андресс еще раз связала свою судьбу с Джеймсом Бондом и снялась в неканонической (то есть не выпущенной студией ЕОН) ленте «Казино „Рояль“» в роли возлюбленной Бонда, Веспер Линдт.
Российским зрителям, наверное, будет небезынтересно узнать, что два десятилетия спустя после «Доктора Ноу», в начале 80-х, она снялась в фильме «Красные колокола» советского кинорежиссера Сергея Бондарчука в роли светской львицы Мэйбл Додж, возлюбленной журналиста Джона Рида (между прочим, автора знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир» о революции в России).
Положение «первой девушки Бонда» и секс-символа эпохи обязывает, и Урсула прославилась, среди прочего, громкими романами со знаменитостями, в частности с Джеймсом Дином и Жан-Полем Бельмондо.
Йен Флеминг видел «Доктора Ноу» на широком экране и, несомненно, оценил обаяние Урсулы Андресс. Отголоски этого нашли отражение в романе «На секретной службе ее величества». В одном из эпизодов книги Ирма Бунт, приспешница Блофельда, рассказывает Бонду о знаменитостях, которые посещают клуб «Глория», и среди прочих обращает внимание на одну из дам:
— А вот та красивая женщина с длинными волосами, та, что сидит за большим столом, — это Урсула Андресс, кинозвезда. Какой у нее великолепный загар!
Упоминание про загар актрисы явно не было случайным, поскольку «Доктор Ноу» снимался на любимом острове Йена Флеминга — Ямайке, где у создателя Бонда была собственная усадьба, и побывав там, Урсула Андресс не могла не приобрести чудесный загар.
И еще несколько цитат из интервью голливудской актрисы, которой сейчас (трудно поверить!) 85 лет («Правила жизни Урсулы Андресс». Журнал ESQUIRE):
Известной меня сделало бикини. Я просто надела его — и за одну ночь стала знаменитой.
Я ненавижу смотреть в зеркало и стараюсь не смотреть своих фильмов.
Полвека назад выглядеть беззаботной было значительно легче. Теперь я предпочитаю прятаться за старыми фотографиями.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5