Но далеко не вся многочисленная родня была довольна этим выбором, хотя и очень гордилась паном профессором. И, тем не менее, они не спешили посылать своих детей в университет. Не стал этого делать и Степан, хотя бы потому, что сердце маленького Сени лежало именно к профессии священника. Вначале он подпевал в хоре прихода отца, потом его очень звонкий голос услышал высокий гость, приезжавший к Гулакам-Артемовским. Очарованный пением мальчика, он предложил Степану отдать парня в какое-нибудь музыкальное училище. Но воспитанный в духе ежедневных молитв и почитания Святого Писания Семен попросился в… Киевское духовное училище. Это очень обрадовало родителей, и они сделали все возможное, чтобы мечта сына осуществилась.
Правда, учеба давалась парню не так-то просто. И виной тому — постоянные репетиции и разучивание псалмов. Когда отец приехал проведать сына, духовный наставник Семена не стал скрывать, что существуют определенные проблемы с постижением знаний. Степан очень расстроился, но духовник махнул рукой: «Зато какой ему дан голосище! Далеко пойдет!». И как в воду глядел — вскоре парня пригласили петь в самом митрополичьем хоре в Софиевском соборе Киева.
Прошло немало лет. Семен по-прежнему пел в хоре, уже и не задумываясь над тем, чтобы отправиться куда-нибудь сельским священником. Казалось, вряд ли что-то изменится в его судьбе. А между тем перемены были уже на пороге.
Великий Глинка нас заметил…
В 1838 году, когда Семену было уже 25, в Киев приехал капельмейстер Придворной певческой капеллы Михаил Глинка, чья первая опера «Жизнь за царя» с успехом шла в столице Российской империи. Ему нужна была «свежая кровь» в придворную капеллу, сочные голоса.
Одним из первых к нему привели Семена Гулака-Артемовского. Композитор был ошеломлен тем, что услышал. И после недолгого размышления предложил парню отправиться с ним в Петербург. Пока Глинка прослушивал других кандидатов, Семен успел съездить домой, чтобы испросить благословения у родителей. Петь в придворной капелле в те времена было вершиной певческого искусства, так что эту весть вся родня восприняла с большим воодушевлением. Семен быстренько собрал вещи и уехал вслед за Глинкой.
И вот здесь выяснилось, что духовная особа, к которой относился и Семен Степанович, не имеет никакого права служить «на гражданке». Понадобились немалые хлопоты со стороны Михаила Ивановича Глинки для того, чтобы Синод русской православной церкви освободил Гулака-Артемовского от духовного сана. Но, в конце концов, было издано специальное постановление…
Но не все было так гладко. Деятельность композитора на посту капельмейстера вызвала немало нареканий, и Глинка был вынужден уйти с этой должности. Михаил Иванович не хотел никого видеть, особенно тех, кто связан с капеллой. Под горячую руку попал и Семен, который был вынужден съехать от Глинки. Но дружба их не прервалась. Когда композитор работал над своей второй оперой «Руслан и Людмила», он видел в роли Руслана только Гулака-Артемовского, которого сам же послал в Италию «расширить» голосовой диапазон у директора Римской оперы П. Романи.
Но даже «окрепший» голос Гулака-Артемовского не смог спасти оперу от прохладного приема у зрителей. Хотя оперу весьма высоко оценил земляк певца, знаменитый Тарас Шевченко. Услышав исполнение Степана, он не мог удержаться от комплимента: «Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей, правда! Замечательный певец — ничего не скажешь». Но в целом такого яркого успеха, как «Жизнь за царя», новая опера не вызвала. Это окончательно расстроило композитора. Он на несколько лет уехал в Испанию. А чудо-певец был принят в Петербургскую Итальянскую оперу, труппа которой исполняла итальянские же оперы…
И жнец, и кузнец, и на дуде игрец
Опера оказалась той музыкальной формой, в которой талант Гулака-Артемовского раскрылся во всей своей красе. Репертуар Семена Степановича состоял из 51 (!) оперной партии. А кроме этого он был «задействован» еще в 11 водевилях и комедиях. За 23 года концертной деятельности с 1842 по 1865 г. г. певец сотни раз выходил на сцену, поражая зрителей своим талантом. Но мало кто знал тогда, что в свободное от репетиций время Семен Степанович «балуется» написанием музыки.
Композиторская деятельность Гулака-Артемовского началась в 1851 году, когда он сочинил музыку к «Картине степной жизни цыган». Спустя год была написана музыкальная партия к вокально-хореографическому дивертисменту «Украинская свадьба». Они были с большой теплотой встречены зрителями, особенно теми, кто вынужден был жить вдали от своей малой родины. Воодушевленный певец-композитор решил пойти дальше и написал комедию — «Ночь накануне Иванова дня» и музыку к драме «Разрушители кораблей».
Писать собственное либретто к будущей комической опере «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовский начал в начале 60-х годов. Произошло это, скорее всего, с подачи дяди, которому племянник выслал собственные «стишата» для рецензии. Первая редакция произведения была, что называется, «черной», лист был исчеркан вдоль и поперек. Но литератор и есть литератор: поупражнявшись на первых двух страницах, Петр Петрович затем ограничился только пометками на полях, призывая Семена доработать «диалоги» самостоятельно.
Сегодня, спустя 145 лет после постановки «Запорожца за Дунаем» (это произошло в 1863 году), нашлись «добрые люди», которые чуть ли не прямо обвиняют Семена Степановича в том, что он «скопировал» сюжет с одной из итальянский опер. Я не хочу вдаваться в эти «разборки» — достаточно было узнать о реакции зрителей на появление оперы, в которой главную партию исполнял сам автор. Так вот опера Гулака-Артемовского раскрыла целый духовный пласт украинского искусства. Более того, Семен Степанович стал отцом-основателем комической оперы, раньше в российском искусстве почти не было традиции ставить на оперной сцене что-то лирико-юмористическое, предпочтение отдавалось героическим произведениям. А главное — Гулак-Артемовский сумел очень громко заявить о своей родине, вызвать интерес к Малороссии, подзабываемый после яркого дебюта Николая Васильевича Гоголя с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки».
Несколько слов о личной жизни оперного певца и композитора. Свое счастье он нашел в конце 40-х годов, когда встретился с талантливой пианисткой и арфисткой Александрой Ивановой, дочерью декоратора московских театров. Они поженились 8 ноября 1848 года. Александра Ивановна родила мужу троих детей, но к глубокому несчастью родителей, они умерли еще в малолетстве.
Семен Степанович скончался 17 апреля 1873 года, спустя два месяца после своего 60-летия, в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище. К сожалению, его могила долгие годы была совсем запущена, и только в 1952 году стараниями артистов Московского музыкального театра имени
Заголовок как то не вполне соответствует.. впрочем, даже и не знаю как
сформулировать заглавие в виде вопроса к этой столь объемной и, несомненно,
интереснейшей статье. Конечно, 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить