Леня, как называли его друзья, очень любил бравых морячков-балтийцев, вернее их безудержную храбрость, залихватство, умение кутить так, как другие не умеют. Он прекрасно помнил о том, какого шороху навели люди в черных бушлатах во время двух революций — буржуазной и социалистической. А еще ему нравились брюки клеш и тельняшка. Поэтому он, едва дождавшись окончания школы, тут же примчался в мореходное училище и сдал документы. Но, увы, и ах, — медики «забраковали» парня. Если с легким заиканием во флоте можно было смириться, то с дальтонизмом никак, а потому Леню завернули.
Ему ничего не оставалось делать, как поступить на завод слесарем, но эта работа, несмотря на бешеный энтузиазм товарищей по цеху, скоро сидела у Лени в печенках, а потому он решил найти себе более легкий, на первый взгляд, хлеб, и стать артистом. И тут Кмиту повезло — студентом театральных мастерских он стал довольно-таки легко, а тут еще попал в мастерскую к Евгению Вениаминовичу Червякову, который стал основоположником «лирического» жанра в кино. Во всяком случае, его «Девушка с далекой реки» (1927), «Мой сын» (1928) и «Золотой клюв» (1929) были преисполнены ожидания чего-то возвышенного…
К сожалению, творческая судьба Червякова в дальнейшем сложилась не столь удачно, но «путевку» в жизнь он Кмиту дал. Леонид «стартовал» еще в немом кино, в одной связке с Игорем Ильинским. А его учитель Червяков в 1941 году ушел в народное ополчение и стал легендой. Он разъезжал по немецким тылам на черном «хорьхе» в форме полковника Абвера. Въезжая в населенный пункт, он громким голосом сзывал к себе гитлеровских солдат. А как только они подбегали, молча расстреливал их из автомата и метал гранаты, после чего скрывался, пользуясь паникой. Фашисты неоднократно устраивали засады, одна из которых окончилась для Евгения Червякова трагически…
Но вернемся к Леониду Кмиту. Больше всего в начале 30-х годов он переживал из-за заикания. Ведь с таким дефектом речи он был обречен на эпизодические роли. Но, видно, Фортуна давненько следила за Кмитом. Однажды он возвращался домой поздним вечером подшофе, и не заметил канализационного колодца, у которого отсутствовала крышка. Небольшой полет на глубину в три метра — и от заикания остались одни воспоминания.
А вскоре его привели на съемочную площадку фильма «Чапаев». Дело в том, что первый кандидат на роль Петьки, актер Яков Гудкин, никак не «попадал» в роль, чем вызывал раздражение режиссеров-однофамильцев Васильевых, которые прилюдно называли себя братьями. А Кмит, с его «ястребиным» носом с горбинкой, как раз вписывался, потому что создавал образ своего в доску парня. Его и взяли.
Забегая вперед скажу, что Леонид Кмит одним из первых в Советском Союзе сделал пластическую операцию носа, убрал горбинку, но получилось, как и много лет спустя с Савелием Крамаровым, хирургическим путем избавившимся от косоглазия — его перестали приглашать режиссеры…
Но это было позже, а вообще 1934 год (картина вышла на экраны 7 ноября 1934 года) стал для Кмита поистине звездным. Легендарный маршал Клим Ворошилов даже подарил Кмиту маленькую квартиру напротив Елисеевского магазина. А чуть позже Кмит встретил свою первую любовь — 15-летнюю Инну, которая лихо отбивала чечетку в одной из «джаз-банд» и играла на саксофоне. А уже в 16 лет она родила Леониду дочь. Правда, прожили вместе супруги недолго, и закончилось все это очень трагически для Инны. Она была арестована и погибла в тюрьме.
В последние предвоенные годы Кмит много снимался, но это были эпизодические роли, не принесшие ему славы. Зато в годы войны Леонид разъезжал в составе агитбригад и рассказывал о своей жизни и звездной роли…
После войны он познакомился с помощником режиссера Галиной, которая была моложе актера на 20 лет и годилась ему в дочери. Но сердцу не прикажешь, вскоре они поженились. Но этот брак для Галины был настоящим испытанием, ведь Кмит постоянно закатывал сцены ревности, причем, такие, что даже Отелло и не снились. В конце концов, они расстались…
И после войны Кмит снимался в кино, но с каждым годом режиссеры приглашали его в свои фильмы все реже и реже. Дело в том, что у него был очень сварливый характер, к тому же Леонид, попадая на съемки, тут же начинал учить и режиссеров, и актеров тому, как должен трактоваться тот или иной эпизод. Причем, иной раз спорил так горячо, что через некоторое время выяснялось, что легче избавиться от скандалиста, чем продолжать работу с ним…
Есть такое понятие — актер одной роли. К сожалению, это самое и случилось с Кмитом. И хотя в его послужном списке не один десяток ролей, но кроме Петьки мы его и не помним…
Алексей Александрович Кмит (в паспорте он всегда был записан Алексеем) скончался 11 марта 1982 года, на 75-м году жизни. Его вторая супруга Галина Кмит — известный фотограф, дочь от первого брака и внучка — актрисы. А он до сих пор живет в анекдотах про Василия Ивановича и Петьку. Вот один из них, появившийся в период очередной борьбы с алкоголизмом.
— Василий Иванович, а ты стакан водки выпить сможешь?
— Смогу, Петька.
— А литр?
— И литр смогу.
— Ну, а ведро выпьешь?
— Нет, ведро только Ленин может…
Аха, он лоликонщик был =)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ху (об анекдоте). ОК - о статье.
О судьбе героя: вот сейчас почему-то завспоминала Юрия Соломина. Две роли помню - адьютанта и министра культуры, и все...
0 Ответить
Дерсу Узала, Обыкновенное чудо, Хождение по мукам, ТАСС уполномочен заявить, Летучая мышь... и др.
За статью 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить