Надо ли говорить, что с молоком матери, кстати, дочери капитана-лейтенанта, юный Константин впитал любовь к морю, романтику океанских путешествий. Но, как часто бывает, Константин вскоре увлекся совсем другим, так что сказать, что он был влюблен в море, вряд ли можно. Во всяком случае, он не выказывал никаких пожеланий становиться моряком.
Но поскольку эта профессия передавалась в роду Станюковичей из поколения в поколение, Константин был вынужден уступить нажиму отца и в 13-летнем возрасте отправился в Санкт-Петербург для поступления в Пажеский корпус. Однако следующий год оказался трагическим для семьи: капитан-лейтенант Николай Станюкевич погибает, а два других сына — Александр и Михаил — к морю вообще равнодушны. Получается, что есть только один кандидат на то, чтобы продолжить династию — Константин. И Михаил Николаевич добивается перевода сына в морской кадетский корпус.
Против воли не попрешь…
Однако даже обучаясь в этом учебном заведении, Константин не очень-то горит желанием продолжать морскую карьеру и просится отпустить его в университет. И тогда отец идет на последний шаг: устраивает сына в кругосветное плавание на корвете «Калевала».
Путешествие продолжалось три года, о нем затем Константин напишет свою повесть «Вокруг света на «Коршуне». Но, увы и ах, даже это обстоятельство не останавливает будущего писателя «завязать» с карьерой морского офицера. Уже в следующем году он пишет отцу о своем твердом решении оставить службу и поступить в университет. А если отец будет упорствовать, то он просто совершит бесчестный поступок и добьется увольнения…
Отдавал ли себе отчет молодой человек, что это будет означать почти неминуемый разрыв с отцом? Очевидно. Но это не остановило — письмо было отправлено. Адмирала чуть удар не хватил. И он черкнул сыну только несколько слов, завершив записку словами: «Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!»
Заканчивается все тем, что в 1865 году Константин Михайлович поступает на службу учителем начальной школы в село Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии, чтобы «лучше узнать жизнь народа». Это явление, известное в русской истории как народничество, конечно же, повлияло на образовательный и культурный уровень народа, но изменить ситуацию в корне не могло. Народ, против ожидания молодого подвижника, оказался не таким сознательным и жаждущим светоча знаний. Станюкович очень быстро разочаровался и уже в следующем, 1866, году вернулся в столицу.
На все руки мастер
А дальше жизнь бросала литератора, как щепку в бурном море. Он поступил на службу сначала в Управление Курско-Харьковской железной дороги, потом в Петербурге в Общество взаимного поземельного кредита, затем в Ростове-на-Дону в Волжско-Донское общество. И все эти годы активно писал, причем не жалел красок для того, чтобы пробудить у народа чувство свободы.
Впрочем, этим метаниям было и свое объяснение: в 1867 году Станюкович женился, потом родилась дочь, но даже это обстоятельство не смягчило его отца, который по-прежнему не посылал сыну ни копейки. А для того чтобы кормить семью, увеличивающуюся год от года, нужно было много писать. Что Константин и делал. Из-под его пера выходили и стихи, и фельетоны, и пьесы, а потом он взялся за повести и романы. Писал легко и непринужденно и вскоре стал весьма популярным писателем.
Вот только власти это обстоятельство не очень-то радовало. Ведь большей частью именно она становилась объектом жесткой критики. И хотя до революционного крика Чернышевского Станюковичу было далеко, тем не менее сын адмирала попал на заметку полиции, так что с определенного времени вопрос ареста стал, как говорится, делом времени…
Большую популярность у читателей вызвали «Письма знатных иностранцев» (в виде переписки англичанина, попавшего в Россию с женой). Современница Станюковича Екатерина Некрасова оставила нам такую запись:
«Станюковича… как талантливого, умного и едкого публициста, знала вся Россия; как автор „Писем знатного иностранца“ он очень давно пользовался известностью даже в далекой Сибири».
От сумы до тюрьмы…
Туда, в «далекую Сибирь», Константин Михайлович в конце концов и угодил. Случилось это уже после того, как вышли несколько его «антиправительственных», с точки зрения полиции, произведений.
Он возвращался из-за границы, где много времени проводил с умирающей дочерью Любой (девочке шел 10-й год), и на погранпереходе его «сцапала» полиция. Несколько месяцев в Петропавловской крепости, смерть дочери и ссылка в Томск пробудили в Станюковиче «тоску по родине» и заставили его искать нравственной поддержки в прошлом. Так писатель взялся за «Морские рассказы», которые и принесли ему наибольшую славу.
Только не говорите, что вы не читали Станюковича или хотя бы не знакомы с его произведениями. Вот, например, начало одного из них:
Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые
рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Как-то торжественно безмолвно кругом.
Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа…
Чем не Айвазовский?
Это начало рассказа «Максимка». А фильм о маленьком чернокожем пареньке, ставшем юнгой на корабле, видели наверняка все…
И еще один интересный факт из жизни Константина Михайловича. При жизни писателя было выпущено сначала 12 томов его произведений, а потом еще и 13-й, дополнительный. Случилось это в самом начале ХХ века, когда Станюкович был уже смертельно болен. Он отправился лечиться в Италию, его положили в госпиталь. Но это уже ровным счетом ничего не меняет, писатель чувствует приближение смерти. В ночь с 6 на 7 мая 1903 года Константина Михайловича не стало.
Его похоронили в Неаполе, на греческом кладбище. На похороны пришли все русские из города и окрестностей, которые успели узнать о его смерти. Самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских»…
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...