Юрий Москаленко Грандмастер

Умеет ли танцевать… танк? Особенно, когда танкисты хотят выжить?

Сегодняшний рассказ в рамках проекта «Летопись войны» будет посвящен героям-танкистам. В частности, Героям Советского Союза Ивану Михайловичу Макаренкову, механику-водителю танка Т-60, и его боевому командиру — Дмитрию Ивановичу Осатюку, которые совершили свой подвиг зимой 1943 года на подступах к Синявинским высотам в Южном Приладожье. Видеоролик здесь: www.blockade.ru/info/

Иван Михайлович родился 15 декабря 1918 года в селе Ольговка (ныне — Добринского района Липецкой области) в семье крестьянина. После окончания школы выучился на тракториста, работал в МТС. В 1939 году Иван, которому не так давно исполнилось 20 лет, был призван в армию, с первых ее дней оказался на фронте. Оборонял Даугавпилс, Лугу, участвовал в ожесточенных боях по защите Ленинграда.

Макаренков был механиком-водителем танка командира роты старшего лейтенанта Дмитрия Осатюка. Почти ровесники — Дмитрий был старше Ивана всего на год, отчаянные и бесстрашные ребята, которые за полтора года войны набрались опыта, а природная смекалка помогала им в боях.

Они были первыми

…В январе 1943 года проводилась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. И на направлении главного удара предстояло действовать их танковому корпусу. 12 января 1943 года танковая рота лейтенанта Осатюка с тяжелыми боями форсировала Неву, прошла торфяные болота и вышла на опушку леса. Впереди была поляна, изрытая снарядами. За ней — гряда Синявинских высот. Танкистам поставили задачу: совместно с подразделением морской пехоты выбить противника с занимаемых позиций и стремительным броском воссоединиться с наступающими навстречу войсками Волховского фронта.

Фашисты разгадали маневр советских войск и решили сыграть на опережение. Против роты Осатюка и морских пехотинцев были брошены три немецких тяжелых танка и до 500 гитлеровских автоматчиков. «Держись, браток, — передал Осатюку комбриг, — артиллерийская батарея уже разворачивается в лесу, в случае чего, огоньком поддержим!».

Легко сказать — держись! А как это сделать, если снаряды легкого танка Т-60 не прожигают броню немецких двигающихся «крепостей»? А если фашистам удастся хорошо прицелиться и влепить снаряд в нашу броню, шансов на то, чтобы выжить, у экипажа Осатюка практически не остается…

 — Ну что, Ваня, похоже, это наш последний бой, — «приободрил» Дмитрий своего механика-водителя, — надо бы побольше фрицев с собой на тот свет захватить. Хотя единственный шанс из тысячи все-таки есть: постараться заманить фрицев в лес, под огонь нашей батареи. Оттуда им уже не выбраться…

Танцуй, если хочешь жить

 — Какой там лес, командир?! До него еще добраться надо, — крикнул Иван. — Придется покрутиться, как карась на сковородке…

Окажись на месте Ивана менее опытный механик-водитель, быть беде. Но Макаренков был настоящим виртуозом: начал выделывать такие «пируэты», что фашистам приходилось вертеть головами на 180 градусов, пытаясь поймать в прицел «танцора». Но тщетно. Макаренков умудрялся вильнуть то левым бортом, то правым, так что снаряды уходили в сторону.

Гитлеровцев это только разозлило и раззадорило. Ослепленные яростью, они уже не видели ничего, кроме наглого русского танка, который нужно непременно наказать. Они рванули вперед и через некоторое время въехали в лес, где их поджидали наши артиллеристы. Бой был скоротечным: вскоре все три немецких танка оказались подбиты. А из полутысячи гитлеровцев, поднявшихся в атаку, в плен сдалось только около взвода, порядка 20−30 человек, остальные остались лежать на земле…

 — Слушай, лейтенант, ты, случайно, до войны в балете не работал? — спросили изумленные «боги войны» у Осатюка. «Откуда, братцы, — улыбнулся Дмитрий. — И потом, я только руководил балетом, а устроил его Ваня Макаренков…

Рассказ о подвиге экипажа тут же стал достоянием всего Ленинградского фронта, об этом героическом эпизоде написали дивизионная и армейская газеты. А спустя шесть дней, 18 января 1943 года, именно экипаж Осатюка прорвал блокаду и встретился с войсками Волховского фронта…

Госпиталь — дом родной

А 21 января произошел бой, который стал фактически последним во фронтовой биографии Ивана Макаренкова. Во время очередной атаки на позиции фашистов, гитлеровцам все-таки удалось подбить танк Осатюка. Причем, командир был ранен легко, а Макаренков вообще не подавал признаков жизни. Дмитрий сам вытащил своего боевого товарища из люка, вынес его с поля боя и приказал отнести к медикам со словами: «Если не спасете Ваню, я сам с вами рассчитаюсь!».

Операция была очень сложной. Хирург полевого госпиталя сразу определил, что шансов спасти левую ногу отважного танкиста практически нет. А если взяться за спасение левой ноги, велика вероятность ампутации и правой. Выбора не было: решили спасать то, что еще можно спасти.

…Дмитрию Осатюку не удалось первым сообщить своему механику-водителю радостную весть: их экипажу присвоено звание Героев Советского Союза, за то, что они первыми прорвали блокаду. Вскоре после этого Осатюк был тяжело ранен в живот, и только мастерство хирурга и крепкое здоровье позволили ему выкарабкаться. Позже выяснилось, что Указ от 10 февраля 1943 года был для них общим, но Дмитрию вручили Звезду Героя за № 559, а Ивану за номером — 1229. Но разве дело в номерах?!

Иван Макаренков находился в госпиталях до конца 1943 года, потом его демобилизовали. После войны снова угодил на излечение, а, чуть поправившись, уехал в Липецк, работал долгие годы на Новолипецком металлургическом комбинате.

Дмитрий Осатюк в течение трех лет не мог залечить рану, на фронт, естественно, не вернулся. Но уже в 1946 году добился того, что ему разрешили продолжать офицерскую службу. Учился, потом командовал танковым полком в знаменитой Кантемировской дивизии, а в 1959 году вернулся на родину, в Кировоград, где еще 12 лет был военным комиссаром города.
Он первым ушел из жизни. Случилось это 25 мая 1999 года.
Чуть дольше прожил Иван Макаренков, который скончался 20 мая 2000 года. Но их слава не умерла…

Обновлено 2.06.2008
Статья размещена на сайте 2.06.2008

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сколько ж героев у нас было!

    Оценка статьи: 5

    • Упорный мужик - в 46-ом добиться остаться в армии! С 46 по 50 самострелов было тьма. Юрий в курсе повального самоубийства кадровых военных. Юра, у нас в Питере не говорят "Синявинские высоты". Это стратегическое название. Народ говорит "синявинские болота". Высоток там среди кочек не шибко наблюдается. Спросите любого питерца. Карты паршивые, видать, были. Там для наших танков именно болота представляли проблему. Скорее не для немецких, узко-траковых. Эту фигню я из Суворова выудила, но склонна верить. И восьмичасовой ресурс нашего танка не шибко позволял потанцевать после марша. Это как баечки про хулиганство летунов, на которые командование всегда залитые глазки закрывало. Выжил - герой. Машину сгубил - под трибунал. Как вы. Юрий, к суворовскому анализу состояния танковых войск относитесь. Вы склонны?

      • Узкие траки немецких танков, как раз и были главной проблемой немецких танков в их проходимости. Площадь опоры меньше, давление на грунт больше. Проходимость по болотистой и заснеженной местности гораздо хужее наших тридцатьчетверок. Поэтому, уже в ходе войны для основных немецких танков Pz.III, Pz.IV были разработаны широкие гусеницы, а новые Pz.V Пантера и Pz.VI Тигр создавались сразу на широких гусеницах.

        Что касается Суворова, то если это Суворов-Резун, на сайте Василия Чобитка есть статья на эту тему.

        Восьмичасовой ресурс танка это от Суворова-Резуна? И вы этому склонны верить? Восемь часов это треть суток, а как же многодневные марши и наступления, или танкистам танки меняли через восемь часов. А откуда их тогда брали? Покритичней надо относится к изменникам Родины

        Оценка статьи: 5

        • Герои обладали мастерством и нестандартным мышлением - вот и выжили.

          2 Владимир - речь в статье не о тридцатьчетверке, а о Т-60. Надо будет глянуть на него. Про 8 часов - что-то маловато. В Суворове, по-моему, приводились другие цифры, в несколько раз больше (почему-то всплывает цифра 150 часов, может ошибаюсь).

          • "Восьмичасовой ресурс" и "узкотраковые" - слова из комментария Лауры Ли.

            Почему-то мой комментарий поставился после ответа Ю.Москаленко, хотя я ставил его после комментария Л.Ли, 2 раза, оба раза перемещался вниз

            Оценка статьи: 5

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 июня 2008 в 19:36

              Владимир, к какому комментарию относится Ваш, видно по отступу от левого края. Вы и Юрий прокомментировали комментарий Лауры, просто он раньше.

              Ссылки оформляются так: выделяете в тексте комментария слова, которые должны быть ссылкой, нажимаете кнопку со звеньями цепи на панели над полем комментария, появляется окошко, в которое нужно вставить адрес. Вставляете, нажимаете OK - слова обрамляются нужными тегами, а при сохранении становятся ссылкой.

              • Я верю, скорее, склонна верить ( что я в этом понимаю, филолог несчастный?) танкисту Суворову независимо от того изменник он или нет. Он танкист. Сейчас рылась в моей суворовщине - кто-то книжку зачитал. Боюсь соврать, но в начале войны наши танки после (кажется) 80 ходовых часов требовали растраковки и переборки движка. Большие переходы достигались за счет смены парка подменными машинами. В вашей сноске на оппонента Суворова вырисовывается цифра до 150 часов. Но не оговаривается было ли это в начале войны или в конце, когда танковый парк был уже просто обновлен новыми машинами. Для меня неважно, что он перебежчик - его разбор бронетанковых войск - гимн советскому танкостроению и советским танковым войскам. Пусть патриоты так его споют, как это сделал предатель Суворов.

                • А кто Вам сказал, что Резун (как-то не хочется называть его Суворовым) танкист? Он сам?

                  Посмотрите его биографию

                  Краткая выдержка
                  ...
                  Родился в селе Барабаш Приморского края[источник?] в семье военнослужащего. Наполовину русский, наполовину украинец.

                  Окончил Калининское суворовское военное и Киевское высшее общевойсковое командное училища. Был офицером разведывательного управления штаба военного округа. С 1970 года — в номенклатуре ЦК КПСС. В 1974 году окончил Военно-дипломатическую академию. Четыре года работал в женевской резидентуре ГРУ.
                  ...
                  Возможно он и служил в танковых войсках. Но таким уж крутым танкистом, которому надо безоговорочно верить, это его не делает. Не думаю, что Чобиток "менее" танкист чем Резун.

                  Насчет ходовых ресурсов танков сказать ничего не могу (сам я авиатор), но как могли большие переходы достигаться подменными машинами? Откуда эти машины брали? Везли с собой на трейлерах?

                  По поводу статьи Чобитка, думаю, раз речь идет о критике Резуна, а Резун пишет о начале войны, то и цифры Чобитка относятся к началу. К тому же, танки БТ прекратили выпускать еще перед войной, но эти данные требуют уточнения.

                  Есть более ранний вариант этой статьи, правда написан в более резком стиле, но зато с картинками.

                  http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/rizun/index.php

                  Есть еще обзор творчества В.Резуна, если интересно...

                  http://scepsis.ru/library/id_440.html

                  Оценка статьи: 5

                  • Танки всегда брались из второго эшелона. На три танкиста, 3 веселых друга приходилось на начало войны 36 чел. сопутствующей обслуги. Поэтому всега за ходячем танком шел
                    2-ой эшелон танков. Раскопала я сегодня другую книгу: " Очищение". Все о танках вычитала. Как поганый филолог все поняла. Думаю, прав Резун (если вам угодно его так называть, мне, лично плевать) - танки наши были самые лучшие, дизельные, Европа таких не знала и не видела. Только почему драпали эти танки? Обидна, да?

                    • Лаура, посмотрите, пожалуйста, что Вы написали.

                      "...всега за ходячем танком шел 2-ой эшелон танков..."

                      Как этот эшелон шел? Своим ходом? Если так, то путь и время пройденное первыми рядами, равен пути и времени для второго эшелона. Т.е. первый ряды прошли путь в 50км от н.п. Пырловка до н.п. Гадюкино за 1 час, то второму эшелону, для того чтобы догнать первый необходимо пройти тот же самый путь за примерно такое же время. Где здесь экономия ресурса?

                      То, что наши танки были самые лучшие никто не спорит! Дизельными они, кстати, были не все! Танки серии БТ, сделанные на основе идей мистера Кристи, а также танки Т-26 практически всех модификаций, составлявших в 1941 г, большую часть танкового парка страны, как раз имели бензиновые двигатели! Дизели стояли на новых Т-34 и машинах серии КВ.

                      Кроме того, лучшие немецкие танки Пантера и Тигр (некоторые ИХ считают лучшими во второй мировой), также имели дизели. Так что дизель существенный, но не главный показатель превосходства.

                      По поводу драпа. Танк это железяка и драпать не может! Им управляют люди, почему он драпали, и все ли драпали это отдельный вопрос. Некоторые причины наших высоких потерь в танках в первый период ВОВ есть у Чобитка. Кончилась соляра (бензин), а снабжения (2-й эшелон) нет, поломки матчасти неустранимые в полевых условиях... Танк, как винтовку, на себе не унесешь.

                      Оценка статьи: 5

                      • Начиная с Т-34 идем: Т-35, Т-37, Т-38, Т-40 - все дизели. К началу войны имеющиеся на вооружении БТ-7 имели возраст всего 2 года и в отличии от всех танков мира броню имели противоснарядную, а не противопульную. Запас хода - 700 км. Пушка 45 мм пробивала броню любого имеющегося в мире танка. Вот эти танки и побросали при отступлении. Когда в Сибири и на Урале наладили массовый выпуск Тешек, их прямо с платформ рокадных ж\д дорог бросали во второй эшелон и по мере выбора хода старых, бросали в первый. Так описывает Резун. О Пантерах и Тиграх он невысокого мнения - они за счет наращивания брони не имели маневренности. Плавающих танков вообще у немца не было вплоть до конца войны. За сноски спасибо, интересно. Оказалось действительно интересно почитать. Какая военная история штука резиновая и элластичная. Всяк по своему толкует.

                        • ЛАУРА, Вы, ошибаетесь (если только Резун не ввел Вас в заблуждение).

                          Порядковые номера в индексе танков не означают ничего кроме номера модели! Из перечисленных Вами, только Т-34 имел дизельную двигательную установку! И из перечисленного Вами списка, он самый поздний по выпуску, начал выпускаться в 1940г.

                          Для справки:
                          На Т-35 (1934-1935гг), на этот пятибашенный монстр устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-17Т мощностю 500 л.с

                          Т-37 (1933-1936гг) и его дальнейшее развитие Т-38 - легкие плавающие танки также с карбюраторными двигателями ГАЗ-АА, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкост. охлаждения (такой же как на полуторках ГАЗ-АА)

                          Т-40 легкий танк, разработка 1939 года для замены Т-37 и Т-38 двигатель ГАЗ-11 модель 202 6-цилиндровый, карбюаторный, рядный, жидкостного охлаждения.

                          Производство БТ-7 (была у него модификация с дизельным двигателем БТ-7М) прекратили в 1940 году, как минимум за полгода до начала войны. Броню в в 13мм (20мм БТ-7М) - лоб корпуса - трудно назвать противоснарядной, по сравнению с Т-34 45мм лоб корпуса. У пегих танков Т-40 лоб корпуса 13мм.

                          Для справки бронепробиваемость 37мм немецкой танковой пушки 3.7cm KwK 34 (t) (стояла на средних танках PzKpfw III Ausf. F) составляла 22мм на 1500м. Т.е. любимые БТ-шки Резуна пробивались с полутора километров! Насчет пробития 45мм пушкой БТ любого танка, это мягко говоря, ложь. 45мм пушка 20К, стоявшая на БТ, пробивала на 1000м броню толщиной 28мм, а тот же PzKpfw III имел бронирование 50мм лоб корпуса. Вполне возможно, что танк БТ мог пробить броню любого танка, только с какого расстояния?

                          РОКАДА—железная, шоссейная или грунтовая дорога в полосе боевых действий, проходящая параллельно линии фронта. Рокадные пути сообщения используются для маневра и перегруппировки войск в бою, для снабжения их материальными и техническими средствами, а также для обхода районов и зон разрушения и радиоактивного заражения.

                          Сибирь и Урал находились вне полосы боевых действий, так что оттуда по рокадам ничего поставляться не могло! Значение слова "рокада" Резун, как военный должен был знать, или такой вот он военный. А танки "бросались" в первый эшелон не по мере выработки ресурса строевых машин, а по мере поступления новых.

                          Честно говоря, я не понимаю, как так вот можно безоговорочно верить человеку, предавшему Родину. Считать его чуть ли не истиной в крайней инстанции, и совершенно не думать о том, зачем он все это написал. Это по поводу толкования военной истории. Если интересно

                          Данные взяты отсюда, отсюда, отсюда,

                          Оценка статьи: 5

                          • Я не спец по танкам, других авторов-танковедов не читала, а Резуну склонна верить в плане танков потому что перечитала все, что он написал (и сейчас уже новый Ледокол в новой редакции, даже озвученный уже послушала в его исполнении) и все его другие произведения не дали мне повода сомневаться в искажении фактов, в недобросовестном анализе. Я не только верю, но и полностью разделяю его точку зрения на многие исторические аспекты второй мировой. И мне как-то все равно кого и чего он там предал, это - вопрос его офицерской чести
                            (смертный приговор еще никто не отменял). Мне интересен его взгляд как военного аналитика, мне интересна его проза. Он оригинально мыслит, у него потрясающая логика. А писал он затем, чтобы внести и свою лепту в разгром совкового строя, в чем, в общем-то, преуспел. То, что Вы сейчас живете без парткомов, месткомов и прочей коммунистической мерзости где-то и его заслуга. ЗЫ: даже я знаю, что такое рокадная дорога ( тоже офицер, как-никак), Резун тем более. Я почитаю все по Вашим ссылкам. Теперь заинтересовалась, хотя танки мне как-то - не моя стихия. Спасибо за сносочки. И закончим наш диалог на этом, поскольку к Юрия статье он стал все меньше относится. ОК?

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 июня 2008 в 14:44

          Владимир, если не научитесь правильно оформлять ссылки, буду удалять такие сообщения, которые распирают колонку.

          По поводу Суворова-Резуна - у Вас, как всегда, своё мнение, к кому как должны относиться окружающие. В полемику вступать не будем.

        • Владимир, спасибо за исчерпывающий ответ.
          Ей-Богу, мне некогда было упираться в гусеницы и специально раскапывать их ширину, так что Вы дополнили.
          Но у меня есть одна мысль: взяться за развенчивание военных мифов, которых накопились тонны...

          Оценка статьи: 5

      • Вы же сами знаете, Лаура, что моя любовь - авиация. Что касается танков, то, возможно, маневренность у немцев была и повыше. Главное на фронте, чтобы изрядная доля наглости не превращалась в самоуверенность. Из-за самоуверенности много наших ребят ушло...
        Что касается самострелов - то и тут спорить не буду. Представьте себе, сколько наших мальчишек начали свою жизнь в окопах, потом долгие 1418 дней и ночей находились в группе. Да было сложно, но уклад жизни зависел от кого-то, в даном случае, от начальства. А тут бах - и сам за себя отвечаешь. И никто не поинтересуется, ел ли ты вообще и есть ли у тебя крыша над головой.
        Но стрелялись-то в основном те, у кого не было рядом понимающих любящих женщин. в 99,9 % случаев мужчины выберут жаркие объятия, а не сведение счетов с жизнью.
        А кто был один, да если еще что-то не заладилось на личном фронте - вот тут-то за пистолет быстрее схватишься...
        Болота, высоты - какая разница? Все одно: большая братская могила...

        Оценка статьи: 5