Мать воспитала сыновей в своем духе…
Тогда еще никто и предположить не мог, какой насыщенной и трудной будет судьба младшего сына. Но первые годы получились относительно благополучными. Мама, Анна Маркеловна, очень любила литературу, театр, а потому охотно занималась с детьми, рассказывала им сказки, учила читать, устраивала маленькие спектакли. Дети очень любили листать альбом, в котором мама собирала фотографии провинциальных актеров. Она, кстати, о каждом могла рассказать интересно. И больше того — старалась выводить сыновей в люди, они охотно принимали участие в новогодних спектаклях, читали стихи, пели песенки. «Дебют» маленького Бориса состоялся накануне нового, 1908 года. В четырехлетнем возрасте.
Чуть позже, в реальном училище Саратова, Борис читал перед учащимися монологи из произведений Гоголя, Грибоедова, Некрасова, причем с каждым разом у него это получалось все лучше и лучше. Не в последнюю очередь из-за того, что мама часто водила детей в Саратовский драматический театр, где младшие Бабочкины знакомились с лучшими образцами искусства.
Старший брат до всемирной славы младшего не дожил…
Потом началась Первая мировая война, Борис вместе со своими товарищами выступал в госпиталях перед ранеными и еще больше укрепился в мысли стать актером после того, как старший брат Виталий твердо заявил, что когда вырастет — станет играть в театре. Забегая вперед, скажу, что эта мечта осуществилась: он пришел служить в театр в 1921 году. Старший из братьев Бабочкиных купил себе роскошный фрак, длинный черный плащ, женился на одной из самых красивых девушек Саратова. Но тут случилась беда: Виталий заболел тифом и скоропостижно скончался. Случилось это в 1922 году.
Но еще раньше, в 1919 году, в самый разгар Гражданской войны Борис поспешил записаться добровольцем в Красную Армию. Конечно, 15-летний мальчишка вряд ли мог принести какую-то ощутимую пользу в строевой части, но учитывая, что он был политически подкован, начитан, не лез за словом в карман, его талант решили использовать в агитационных целях. Бориса зачислили в состав политотдела 4-й армии Восточного фронта (в ее состав входила и знаменитая 25-я Чапаевская дивизия), а потом и рядовым красноармейцем 1-го Саратовского резервного полка.
Письмо вручил с опозданием в 20 лет
Но театр взял свое. Борис поступил в драматическую студию, где учился его брат. Его взяли сразу же на старший курс. Но уже через год 16-летнему парню стало тесно в рамках «провинциальной» школы, он решил отправиться в Москву, изучать систему Станиславского. Один из преподавателей дал молодому человеку рекомендательное письмо к Владимиру Немировичу-Данченко.
Справедливости ради следует сказать, что Бабочкин постеснялся вручить письмо маститому режиссеру. И сделал это спустя 20 лет, когда стал уже заслуженным артистом. А до этого он поступил в частную студию Михаила Чехова, где за год значительно «прибавил» в освоении актерского мастерства. Во всяком случае, когда он вернулся в Саратов и предложил свои услуги родному драматическому театру, его приняли весьма охотно. Не без рекомендации Виталия. А потом брата не стало. Не в силах оставаться в театре, где все напоминало о нем, Борис снова вернулся в Москву.
Жена — всему голова?
Он был симпатичным молодым человеком, вскружил голову не одной красавице, пока, наконец, не остановил свой выбор на молодой балерине Кате Георгиевой. Она и стала спутницей жизни Бабочкина, сдерживая его горячие душевные порывы. Особенно по отношению к другим женщинам. В 1927 году супруги переехали в Ленинград. У них родились дочери Наталья и Татьяна.
Здесь и раскрылся талант Бориса, который одинаково правдоподобно играл любые роли. Причем, ему по большому счету, было все равно, кого играть — он органично вписывался и в роль дворянина, и человека из народа, и мещанина, словом, был своим среди «чужих». Кстати, именно с 1927 года он впервые начал сниматься в кино.
Чапаевым Бабочкин стал случайно…
Режиссеры Васильевы (их ошибочно считают братьями, хотя они просто однофамильцы), которым в 1933 году предложили снять фильм «Чапаев», пригласили Бориса Бабочкина на роль… Петьки. Он ее добросовестно разучил, и показался в ней актером на своем месте. Но он любил спорить с режиссерами, особенно в отношении роли Чапаева. И однажды не выдержал, убежал в гримерку и, вернувшись оттуда «комбригом», лихо закручивающим ус, решил показать Васильевым, как нужно играть Чапаева. Он так импульсивно изображал Василия Ивановича, что у режиссеров словно пелена с глаз спала. Они ясно увидели, кто есть кто.
За эту роль 30-летнему Бабочкину по личному указанию Сталина присвоили звание народного артиста республики. А ведь в то время «народных» можно было пересчитать по пальцам. Кстати, в первый же год проката (а в 1934 году возможности кинопроката были куда скромнее, чем тридцать лет спустя) фильм посмотрели более 30 миллионов человек.
А «тень Чапая» преследовала Бориса Андреевича всю оставшуюся жизнь. Давайте вспомним его наиболее яркие роли в кино. Рядом с Чапаевым и поставить, по большому счету, нечего…
Профессор Бабочкин был строг, но справедлив
Спустя три года, в 1937 году Бориса Бабочкина неожиданно назначают главным режиссером и художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра. А потом он решил вернуться в Москву. Сначала был актером Театра имени Евгения Вахтангова. А с 1944 года Борис Андреевич начал преподавать во ВГИКе, где он вел актерские мастерские с перерывами почти три десятилетия. Спустя 22 года Бабочкин стал профессором.
Он пользовался большой любовью и уважением молодых актеров. Даже несмотря на то, что как преподаватель на дух не переносил «халтуры». И добивался того, чтобы молодой актер добивался четкого понимания той роли, которую ему придется озвучить. Но «угодить» профессору Бабочкину было очень нелегко, сколько актрисы слез пролили, а актеры с горя водки выпили, пока не получали хорошие и отличные отметки в зачетке.
Чем они могли отплатить неуступчивому профессору? Только тем, что начали сочинять анекдоты про Василия Ивановича, Петьку и Анку. Они рождались во ВГИКе, потом разлетались по стране, а вскоре эта троица стала любимым детищем придумщиков анекдотов.
Так, Борис Андреевич Бабочкин в чем-то «подкузьмил» Василию Ивановичу Чапаеву. Он не мог не слышать этих анекдотов о своем киногерое, иногда воспринимал их очень спокойно, иногда обижался.
Остановилось сердце…
Но кроме преподавания он не забывал и о театре. В 1975 году Бабочкин начал репетировать «Чайку». Пригласил Игоря Ильинского сыграл Сорина. Тот согласился. Но однажды жена Ильинского встретила Бориса Андреевича в театральной поликлинике. Седой, бледный, пожаловался на боли в сердце.
А 17 июля Борис Андреевич получил в театре отпускные, отвез статью в «Известия» о кинофестивале и поехал в штаб кинофорума. Напротив «Метрополя» ему стало плохо. Он сумел припарковать свою «Волгу» к тротуару, чтобы никому не мешать. Полез за лекарством и… рухнул на сиденье. Сердце остановилось…
Хорошо написано, хоть Бабочкин - не самый интересный для меня актер
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знал, что анекдоты анекдоты про Василия Ивановича, Петьку и Анку пошли из ВГИКа.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за замечательную статью. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить