Этот мост пролёг над тихой Эльбой, — там он учился в Дрезденском политехе. Мост этот прошёл над тёмными водами Невы, где Евгений Патон, в стенах Петербургского института инженеров путей сообщения, завершил своё образование. Этот могучий мост своим другим концом упёрся в правый берег широкого Днепра, там, где он умер 12 августа 1953 года, не дожив всего три месяца до пуска своего главного, гениального сооружения — моста его имени — Патона.
Над половодьем революции и гражданской войны
1916 год. Тихая заводь профессорской квартиры молодожёнов Патонов (его супруга — 31-летняя учительница Наталия Будде) в тихом, в садах, Киеве. Где-то идёт война. Люди разрушают. А Патон строит. За его плечами уже мосты через Куру в Тифлисе, Рось в Корсуне, Тясмин в Звенигороде. И он по праву признаётся лучшим мостостроителем Российской империи. У него вскоре появляются двое сыновей.
И тут начинается паводок лихолетья. Но мост жизни Патона крепок и несокрушим в своих основах. В голодное время народной смуты, когда в Киеве шестнадцать раз сменялись разномастные власти, Евгений Патон преподавал, писал научные труды. Хотя кормилась семья, в основном, с огорода у дома.
Наконец, наступает мирное время. Белополяки ушли, взорвав Николаевский мост. Патон начинает трудиться при большевиках. Он строит новый мост на месте уничтоженного. Человек крайне аполитичный, инженер до мозга костей, он даже не читает газет. Он весь в своих проектах. Он строит мост над непредсказуемой рекой жизни. Только мосты, только разработка электродуговой сварки, только революция в технике. Пусть на дворе 30-е годы и по ночам город замирает, ожидая стука в дверь. Только порхают по безлюдным улицам тени ночных «воронков». Патон спит сном праведника, и ему снятся ажурные фантастические конструкции.
Ледоходы и ледоставы Великой Отечественной
За три месяца до войны Патон за изобретение и внедрение дуговой сварки под флюсом получил Сталинскую премию. Скорость сварки увеличивалась в 7 раз, вместе с большим улучшением качества. Предчувствуя наступление танков Гудериана на Киев, Патон инициирует эвакуацию созданного им Института электросварки в Нижний Тагил. Таким образом, жизненный мост Патона пролёг и над великим Европейско-Азиатским водоразделом. Здесь, у отрогов Южного Урала, ковалась победа Советской Армии. Но, добавим мы, она не только ковалась, но и сваривалась сверхпрочной сваркой Патона.
Патон и его маленький научный коллектив (многие ушли на фронт) впервые в мире стали сваривать самые уязвимые места танков — там, где соединяются листы брони. Была разработана автоматическая сварка на порядок увеличивающая прочность швов.
В сентябре 1941-го эвакуированные киевляне были потрясены сдачей Киева. Они трудились, 8 старших научных сотрудников и столько же младших, полусутками, а в цехах работали 14−16 летние подростки. «Всё для фронта! Всё для Победы!».
«Переправа, переправа — берег левый, берег правый»
Вскоре после Нового 1942-го года на сверкающий хрусткий снежок под Нижним Тагилом выкатил красавец-танк, полностью сработанный по методу сварки Патона. Увы, он был обречён, его расстреливали, испытывая, чуть не в упор, бронебойными снарядами. Он погиб достойно, превзойдя на порядок живучесть своих клёпаных собратьев. Лопалась броня, но швы выдерживали! Отныне стальные немецкие монстры на заклёпках были обречены. Электрическая дуга патоновой сварки создала триумфальную Курскую дугу.
Немцы разрушали. Патон пока не строил. Он созидал оружие возмездия. Неудержимо рвались в бой стальные клинки танковых бригад, со свистом уходили мины «катюш», падали неумолимые авиабомбы. Всё это вышло из-под сварочных установок великого русского инженера. Только на одном из танковых заводов было произведено 2400 км сварных швов. И, в городе, в котором был создан первый русский паровоз, стоит ныне памятник тридцатитысячному советскому танку — столько их было сделано здесь, в Нижнем Тагиле, одетых с ниточки и с иголочки «танкошвейным мастером» Патоном.
Последний мост, он трудный самый
Древние греки говорили о вершине жизни человека. У каждого она в свой срок. У Евгения Патона вершина жизни наступила в последние его годы. А ведь ему пошёл уже девятый десяток! Но он дневал и ночевал у своего лелеемого детища — уникального моста, первого в Европе, полностью на сварке. Его длина 1543 метра, а это будет подлиннее Крещатика.
Его ширина 21 метр. Вес его стальных конструкций — 10 тысяч тонн! Этот мост имени своего создателя и поныне выдерживает толпы машин на своей натруженной за 55 лет спине, без единого капремонта!
Создатель не дожил всего самую малость — три месяца, всего одну осень, до завершения своего творения.
Великий мост — жизнь Мастера. Он начинался весной на Лазурном берегу Ниццы, и он натруженно прилёг в конце, на излёте лета — на светлом берегу Днепра.
Лев Летов, очень интересная статья. Удачи! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья. 5
"Но, самым непревзойдённым, стал мост его собственной жизни". Мне кажется, что запятые здесь совсем не нужны.
"Его крёстным отцом стал Великий Князь" Сейчас все титулы пишутся с маленькой буквы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо, поправили.
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо. От чего отталкиваться в великом и могучем, это всегда вопрос. Полагаюсь на интуицию, которая неизменно подводит. Полагаюсь на Word
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лев! С дебютом Вас! И с очередной пятеркой. Вот только одна деталь: если можно, указывайте в своих статьях точную дату смерти. Для исторических материалов это очень важно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, спaсибо большое за совет. Я просто уповаю на то, что тот, кто заинтересуется, глянет в Википедию.
Привет, Балтика!
Оценка статьи: 5
0 Ответить