Сакичи был одним из тех трудолюбивых людей, которые всего в жизни добиваются самостоятельно. Его отец — столяр — мог дать сыну только одно: трудолюбие, помноженное на терпение. Сакичи с юных лет наблюдал, как работает отец, а потому рано приобщился к столярному делу. К моменту рождения сына ему было уже 27 лет, но он был уже известный изобретатель. Еще в 18-летнем возрасте Сакичи изобрел ткацкий станок собственной конструкции с ручным управлением, чего раньше и представить себе было невозможно.
Отец — лучший учитель
У Киичиро не было деревянных игрушек. Их ему заменяла мастерская отца. Практически на его глазах (если трехлетний Киичиро тогда что-то понимал) родилась новая сенсация: механический ткацкий станок в Японии. Причем, Тойода выдавал такое их качество, что в первом десятилетии ХХ века в стране Восходящего солнца покупали только его станки.
Сакичи не был мультибогачом, и к нему вскоре «подкатили» представители одного из самых богатых кланов Японии с предложением о сотрудничестве. Схема была проста: мы даем тебе деньги, а ты работаешь на нас. Но так получалось на практике, что «большая рыба» очень скоро съедала маленькую. Условия ухудшались настолько, что мелким бизнесменам ничего не оставалось, как пахать за гроши. Первый урок Сакичи Тойоды может звучать так: даже если тебя распирает от гордости из-за лестного предложения, не лопайся от радости, как воздушный шарик, найми лучшего адвоката, чтобы был составлен выгодный договор. Сакичи смог сделать так, что «акулы бизнеса» обломали об него свои зубы, проглотить его так и не удалось…
Второй урок от Сакичи-сан: не замыкайся в своем узком мирке, даже если тебе кажется, что ты всего достиг. Смело расширяй границы и своих познаний, и своих контактов. В маленький мешок может поместиться полкилограмма риса, а в большой — полцентнера. Примерно так рассуждал Сакичи, и отправился для расширения кругозора в США и Европу.
Расставаться — никогда не поздно и не рано
Надо сказать, что это был один из самых драматических периодов в жизни Сакичи — он развелся с женой и оставил двухлетнего Киичиро у себя. Потом женился во второй раз, убедился в том, что мачеха очень хорошо ладит с его отпрыском, и поехал за моря-океаны. О, если бы он знал, что в Америке он влюбится окончательно и бесповоротно. Влюбится в… автомобили!
По возвращению из поездки Сакичи открыл новую компанию. Он продолжает совершенствовать свои станки, радуется тому, что Киичиро оказался смышленым малым и из него будет толк. Ведь сын понимает в механизмах с самого малолетства.
В 1928 году по совету отца Киичиро отправляется в Америку и Европу, знакомиться с новинками автомобилестроения. Он уже хорошо знает, на что обратить особое внимание — на двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Дотошный молодой японец вызывает некоторое раздражение у руководителей тех предприятий автомобилестроения, на которых он побывал. Но он не обращает на это ровным счетом никакого внимания. А по возвращении в Японию предлагает отцу открыть автомобильный департамент в его фирме. Сакичи-сан не возражает.
Предусмотрительный Тойода-сан
Беда подкралась неожиданно. 30 октября 1930 года (по некоторым сведениям — 30 августа) Сакичи Тойода покидает сей мир. Наследство делили тяжело и долго (ведь Киичиро был сыном от первого брака), но предусмотрительный отец в завещании специальной строкой оговорил возможность для сына заниматься автомобильным бизнесом. А примерно за год до смерти он успел провернуть очень интересную сделку: продал британской компании несколько мелких патентов в обмен на ежегодную субсидию в размере… 500 тысяч долларов. Эта была неплохая стартовая площадка для Киичиро.
Первый автомобиль Киичиро Тойода выпустил в 1936 году. Это была своеобразная «солянка» — кузов от «Крайслера» и двигатель от «Шевроле». Здесь можно выделить урок от Киичиро: никогда не стремись быть большим оригиналом, сначала нужно «врасти» в рынок, а потому уже поэтапно совершенствоваться. Тот же движок от «Шевроле» был тогда, во-первых, один из самых современных, а, во-вторых, на него можно было легко купить запчасти в Японии.
И второй урок от Киичиро — принимаясь за какое-то дело, старайся, чтобы модель была надежной, прочной, легко собиралась и разбиралась. Сегодня, в первом десятилетии XXI века, мы очень удивляемся: почему японцы могут делать автомобили, а мы нет. Но у них все собирается руками, а у нас, порой, подгоняется кувалдой…
Как машину назовете, так она и будет бегать!
А на «закуску» интересный факт. Почему свой концерн Тойода назвал не по фамилии, а изменил одну букву — Тойота? В 1937 году, когда он основал фирму, Киичиро подошел к названию серьезно и с большой смекалкой. Чтобы написать иероглиф «Тойода», требовалось девять движений кисти, а число девять считается у японцев несчастливым. А вот Тойота требует 8 движений кисти — число самое счастливое!
Сегодня центр автомобилестроения Тойота расположен в одноименном городке, который был переименован так после смерти Киичиро 27 марта 1952 года. По странному стечению обстоятельств, и Сакичи, и его сын Киичиро прожили одинаковое количество лет и скончались на 63-м году жизни…
И, кажется, мне удалось избежать рекламы…
Юрий Москаленко, статья очень интересная, здорово! А почему вы не рассказали, откуда произошла эмблема Тойоты? Думаю не все знают. Расскажите.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Юрий! Статья замечательная. Повезло парню - имел мудрого наставника отца, что встречается редко. НА счёт магии цифр никогда не задумывалась, а зря
0 Ответить
Отлично, Юра!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, очень познавательно!Мастерски сделана,тема чисел проходит через всю статью + биографии и история концерна ! 100 баллов!
0 Ответить
Спасибо, Натали, я рад, что Вам эта статья понравилась!
0 Ответить
Юрий Москаленко, обожаю цифру 8 с детства (неосознанно), и автомобиль "Тойота", вполне осознанно! Статья замечательная, и ведь действительно - без намёка на рекламу
+5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оригинально, название автомобиля зависит от числа движений кисти при написании иероглифа. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот Вилл, напоминающая старые кабиненроллеры.
0 Ответить
Тоёта сейчас выпускает интересные модели. Например Ориджин, стилизованная под модель Корона 1956 года. Была и машина в стиле первой Тойты АА.
0 Ответить
Очень полезная статья!
Я тоже, кстати - люблю цифру "8"!
А число "4" у них (Япония, Китай) - считается несчастливым, да?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Дутти, в Китае ни в одном здании нет этажа, пронумерованного цифрой 4, особенно в больницах. И уже давно местные органы регистрации транспортных средств прекратили выдачу номерных знаков, в которых есть четвёрка. А вот номера с девяткой, а особенно с тремя девятками подряд, крайне популярны. Китайские автомобилисты готовы намного переплатить, лишь бы получить такой номер!
0 Ответить