От знаменитого прусского полководца Гебхарда Лебрехта фон Блюхера (Gebhard Leberecht von Blücher) (1742−1819). Этот Блюхер прославился в 1812—1814 году как один из победителей Наполеона. В 1815 году, когда Наполеон сбежал с острова Эльба и вновь провозгласил себя императором Франции, Блюхер командовал прусско-саксонскими войсками, находящимися в Нидерландах. Ведомые им силы вовремя подошли к полю битвы под Ватерлоо, чем решили исход сражения. Потерпев поражение под Ватерлоо, Наполеон отступал до Парижа, где его принудили к сдаче, после чего сослали уже гораздо дальше от Европы, на остров святой Елены в Южной Атлантике.
Как сказали бы сейчас, Блюхер был личностью харизматической. Высокого роста, с усами, безумно храбрый. В войсках его очень любили. В Силезской армии под командой Блюхера воевали и русские солдаты, которые прозвали его «фельдмаршал Форверц». Так им слышался призыв «Vorwärts» (вперед!), с которым Блюхер обращался к своим солдатам в бою.
Блюхер стал героем многих карикатур времен войны с Наполеоном. На этих рисунках он, высокий усатый дядька, порол мелкого толстенького Наполеона, или хватал его за шкирку, или преследовал на коне с шашкой наголо.
Так, с шашкой наголо, на лихом коне, с распушенными усами стали изображать славного фельдмаршала и в России. Большой популярностью пользовались лубочные портреты героя-Блюхера. Ими охотно украшали стены в избах.
…Перед крестьянином
Все генералы равные,
…
Давай больших, осанистых,
Грудь с гору, глаз навыкате,
Да — чтобы больше звезд!"
(Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Слово «Блюхер» в русском языке вполне могло бы стать синонимом бравого героя, не рифмуйся оно с другим словом, весьма неприличным. Все прелести этого имечка изведал прадед советского маршала Василия Блюхера. По окончании Крымской войны после пятнадцати лет службы он вернулся в родное село. Помещик, увидев такого героя-молодца, повелел ему зваться «Блюхером». Со временем прозвище превратилось в фамилию. Так и появились в Ярославской губернии Блюхеры.
Хотелось бы, чтобы те, кто восторгается ушедшей в прошлое Российской империей, вдумался в слова «повелел ему зваться». Огромное количество русских фамилий возникло именно так, из прозвища, которым барин «наградил» своего раба и велел отныне так называться. Если помещик был в хорошем настроении, то и фамилией награждал славной. Скажем, Блюхером назвать мог. А вот ежели ты чем-то барину не угодил, не обессудь. Тогда и ты, и потомки твои будут Дураковыми либо Сукиными. А то, глядишь, Задовыми или Полузадовыми.
Правнук оправдал фамилию, которую веселый помещик выдал прадеду. В начале Первой мировой войны
Командиром в царской армии
Отряд Блюхера захватил и два месяца удерживал Оренбург, но в конце концов оказался под угрозой окружения. Пришлось отступать. Небольшой отряд к тому времени превратился не в полк даже, а в армию. С обозами и с приставшим мирным населением. Многие убегали от наступающих белых войск, вполне резонно опасаясь массовых экзекуций. И всю эту массу народу
За эту операцию
Впрочем, ничто не защитило Василия Константиновича от расправы Иосифа Виссарионовича. В 1938 году его арестовали как японского шпиона. После восемнадцати дней допросов и пыток
Только вот, согласно семейной легенде, предок Блюхера Феклист вернулся после войны с Наполеоном, а не после Крымской. Вот тогда помещик Кожин, увидев сколько у него наград, сказа:"Да ты настоящий феьдмаршал яБлюхер". Так это стало прозвищем, а затем и фамилией. Никому он именоваться Блюхером не повелевал. Соседи так называть начали.
0 Ответить
О Блюхере писать сложно, неоднозначная личность. Вы "подводные камни" умело обошли. Интересная статья. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот памятник фельдмаршалу Гебхарду Лебрехту фон Блюхеру в немецком городе Майнце, на Рейне. Снимок сделан в июне этого года моим сыном.
0 Ответить
Марк Блау, статья у вас хорошая, но не совсем полная. Когда судили Тухачевского в состав трибунала входил и Блюхер. А через год почти тот же трибунал судил самого Блюхера. Так он на своей шкуре узнал как выглядел сталинский суд с "другой стороны".
0 Ответить
Анатолий Григорьев, вы написали правильно. Но, во-первых, я был ограничен объемом. А во-вторых, В.К.Блюхер 1918 и В.К.Блюхер 1937 года - два разных человека. Скажу по-правде, герой-партизан мне нравится больше, чем сталинский маршал, на которого свалили провал войны на Дальнем Востоке и забили в тюрьме. Конец его был ужасен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья перепечатана в моем живом журнале
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно о давно забытом...
0 Ответить