…Наше знакомство произошло на берегу Волги в Загородном парке в городе Самаре, где он жил последние годы. Он ходил к реке, чтобы «ухватить солнышко» и «разгуляться глазом» по волжской шири — его слова. И писал пейзажи. На холсте. Маслом.
Владимир, будучи глубоко верующим христианином, на своих картинах с обратной стороны холста зачастую делал приписки из Библии: «Благодать Господа нашего с вами…» (картина «Большая Волга»), «Да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы…» (картина «Волга, вид с берега Загородного парка»)…
Продав сотни картин за многие годы, Владимир не переставал по-детски радоваться, когда ему сообщали о продаже очередного пейзажа. Ведь если человек купил его картину за деньги, говорил он, значит, купивший не лукавит в оценке, и картина ему действительно понравилась!
Живя в последние годы без семьи, Владимир Иванович вынашивал идею создать ближний круг друзей, чтобы быть вместе и в праздники, и в трудные времена. Казалось бы, зачем в большом городе с миллионным населением нужен такой «кружок», если можно общаться с очень многими людьми на выставках, на пляже, в церкви
Вся большая квартира художника была заполнена картинами, как готовыми, так и находившимися в работе. Причем так тесно было, что просто приткнуться места свободного не было. Поэтому на застолья в праздники «ближний круг» иногда собирался у меня дома.
В начале каждой трапезы Владимир Кузьмин просил слово и начинал с молитвы. Он молился не «по-книжному», своими словами, но очень проникновенно. Однажды я спросил его, как же ты просишь Бога спасти всех нас, если некоторые из наших в Него не верят? И он ответил, ссылаясь на древний случай с монахом, молитвой: «Господи, хоть они и не верят, но Ты все равно, спаси их!»
Он писал картины не жалея тепла, вкладывая душу. В отличие от него, я художественной школы по живописи не заканчивал, и мне трудно выразить словами — от чего именно охватывает трепет при виде родных просторов, запечатленных на его холстах.
Может, это от тропинки на спуске к Волге, по которой ходил не раз. Или от того камня на берегу, возле которого бьет родник, и кажется, что вода на холсте — живая. А Владимир наливал эту воду в десяток-полтора литровых бутылок и нес пешком домой этот тяжелый груз — художник был широк в плечах и ростом под два метра.
В 2008 году Владимир ездил на родину в Пензенскую область (он родился там 1 сентября 1950 года) повидать родителей, а в итоге — схоронил их, они умерли почти в одно время, с разницей в несколько дней.
В тот же год, перед тем как Владимир Иванович попал в больницу (а ведь не пил и не курил!), мы ездили большой компанией в Заволжские монастыри в Подгоры. Он долго молился там, стоя на коленях в храме Креста Господня, в простой майке и штанах, босой. Таким он мне и запомнился: христианский художник Владимир Иванович Кузьмин.
После его смерти 1 октября 2008 года я отдал в дар Заволжскому мужскому монастырю Креста Господня его картину Спасителя. Она и сейчас там висит в трапезной комнате.
Мне особенно помнится напутствие Владимира, когда я собирался на встречу с женщиной, с которой недавно познакомился. Он сказал: «Ты слов то хороших не жалей для женщины!»
Я и сейчас стараюсь соблюдать эту его заповедь.
Господи, даруй ему Царствие небесное!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...