Но и по сей день, получая заслуженные почести, повторяет, что другие писатели, архитекторы, математики больше ее нуждаются в государственном поощрении. А из всех жизненных ролей всего милей для нее быть просто женой художника и матерью двух дочерей.
Она никогда не изменяла высоким нравственным принципам, всеми возможными способами вставала на защиту преследуемых и притесняемых режимом. Ее запрещали, над ней потешались, ее боготворили. Какова же на самом деле она, Белла Ахмадулина?
Белла Ахатовна родилась в Москве в тяжелый для всей страны 37-й. Первые годы своей жизни она проживала в доме, где без конца арестовывали людей. Ее близкие выжили потому, что бабушкин брат считался другом Ленина".
Мама назвала дочь таким необычным именем, так как увлекалась Испанией и испанской культурой.
Сама поэтесса о чужеземных странах не мечтала, разве что красоты Грузии ее очень привлекали (в то время Грузия входила в состав Советского Союза): переводила грузинских поэтов, написала эссе «Сны о Грузии». Однако Белла Ахмадуллина уже смолоду решила, что никогда не будет думать о том, уезжать за границу или нет. Она не поддавалась этому искушению, тем более, что беспрерывно за кого-то заступалась. А власти, естественно, тут же вносили ее фамилию в черные списки.
Однако Белла Ахатовна по праву может считать, что она жила в счастливые шестидесятые годы. Несмотря на то, что в это время ее исключили из литературного института. За подпись под письмом в защиту Бориса Пастернака. Также хорошо известны ее выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, Г. Владимова, В. Войновича, А. Солженицына, С. Параджанова, А. Синявского. В то время она была готова страдать вместе с ними и даже за них. Она была удивительно бесстрашной, открытой, страстной натурой.
В это непростое время репрессий она только и делала, что писала прошения. За дорогих сердцу друзей. В чем — в чем, а в технике письма ей не откажешь! Иногда власти ей шли на уступки. Надо заметить, дело это было довольно рискованное. Позже она участвовала в не менее рискованных затеях, — от «Синтаксиса» до «Метрополя». В то время ей также удалось сыграть в кино («Живет такой парень»), написать киноповесть («Чистые пруды») и множество рассказов и эссе. Сложно отрицать тот факт, что слава Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенского, Рождественского в 60-е годы была сравнима разве что со славой первых советских космонавтов.
Однако, достигнув такой космической популярности, она не забыла про своих друзей. Преимущественно тоже поэтов. Она очень высоко ценит чувство дружбы и очень им дорожит. Но меняется время, меняются люди. Расстояния разделяют членов прежнего поэтического братства. Потерян Булат Окуджава. Круг сужается.
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Но в моменты уныния, которые издревле считаются грехом, потому что унынием человек рискует погасить свечу своей духовности, она ищет счастье в друзьях, умеет их любить, любоваться ими. Она умеет замечать душевный свет, который несет в себе все живое. «Иль неодушевленных нет вещей, иль мне они не встретились ни разу», — пишет Белла Ахатовна. Она ощущает предметы как живущие своей жизнью. В своей же жизни она делает все по совести («Способ совести избран уже, и теперь от меня не зависит»).
И самое главное, Белла Ахатовна — убежденная оптимистка с большим чувством самоиронии и невероятной жаждой жизни. («Только старости недостает. Остальное уже совершилось»).
Она прошла хорошую школу оптимизма, научилась прощать и не обращать внимания на мелкие житейские неурядицы. Она стала от этого только сильнее, а ее стихи ярче и светлее.
Перстам неотпускающим, незримым
отдав щепотку боли и пыльцы,
пари, предавшись помыслам орлиным,
сверкай и нежься, гибни и прости.
Белла Ахмадулина. Мотороллер.
Завиден мне полёт твоих колёс,
О мотороллер розового цвета!
Слежу за ним, не унимая слёз,
Что льют без повода в начале лета.
И девочке, припавшей к седоку
С ликующей и гибельной улыбкой,
Кажусья приникающей к листку
Согбенной и медлительной улиткой...
Прощай! Твой шум летит поверх меня
И меркнет там, в зелёных отдаленьях.
Две радуги, два неба, два огня,
Бесстыдница, горят в твоих коленях...
И тело твоё светится сквозь плащ,
Как стебель тонкий сквозь стекло и воду...
Вдруг из меня какой-то странный плач
Выпархивает, пискнув, на свободу.
Так слабенький твой голосок поёт
И песенки мотив так прост и вечен,
Но видишь ли - весёлый твой полёт
Недвижностью моей уравновешен.
Затем твои качели высоки
И не опасно головокруженье,
Что по другую сторону доски
Я делаю обратное движенье.
Когда ко мне нисходит тишина -
Твой шум летит в лужайках отдалённых,
Когда моя походка тяжела -
Подъемлешь ты два крылышка зелёных.
Так проносись, покуда я стою,
Так лепечи, покуда я немею -
Всю лёгкость поднебесную твою
Я искупаю тяжестью своею!..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А Вы не задумывались, почему ей прощалось то, что не прощалось другим? Ведь за гораздо меньшие "прегрешения" люди получали 10 лет и шли в Сибирь, например, за не там рассказанный анекдот.
Ведь не за то прощали, что она поэтесса? Плевать тогда хотели власть предержащие на поэтесс!
Напишите об этом, раз Вы специалистка по Ахмадуллиной.
0 Ответить
Если взять ейную патографию - конечно, ничему хорошему. Правда, с точки зврения патографии ох и не хотел бы я жить с А.С.Пушкиным на одной лестничной клетке, не говоря уж о коммуналке
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Б.А.
Спасибо, Машенька. Заслуженные 5 баллов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А мой комментарий куда-то делся...
Спасибо за статью. Юность вспомнила, когда я ходила на ее творческий вечер в ЦДЛ.
ЕЕ голос завораживает и гипнотизирует.Ах,годы летят!Спасибо еще раз.
0 Ответить
Людмила, большое Вам спасибо за отклик!
По хорошему завидую Вам.
Ее вживую я не видела.
Очень хотелось бы,
ведь человек она уникальный!
Оценка статьи: 5
0 Ответить