Марк Блау Грандмастер

Как погибли самолет «Максим Горький» и художник Василий Купцов?

В 1933 году, после того как посредством всесоюзной подписки были собраны деньги на создание агит-самолета «Максим Горький», заказ на его проектирование был передан Центральному Аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ).

Vladimir Melnikov, Shutterstock.com

А. Н. Туполев, который был тогда одним из главных людей в ЦАГИ, как раз занимался разработкой нового тяжелого бомбардировщика ТБ-4, пассажирский вариант которого назывался АНТ-20. АНТ — если кто еще не понял, расшифровывалось как «Андрей Николаевич Туполев». АНТ-20 мог быть пассажирским или транспортным самолетом. Мог быть он и агитационным летающим гигантом.

Самолет был цельнометаллический и имел восемь двигателей по 900 лошадиных сил каждый. Первоначально на «Максима Горького» планировалось поставить шесть более мощных двигателей. Но потом оказалось: их разработчики не успевают сделать свою работу в срок. Тогда еще два двигателя установили на консоли над кабиной экипажа, как бы «спиной друг к другу». Это не испортило внешний вид самолета, наоборот, сделало его еще более внушительным.

Самолет мог летать и днем, и ночью. Впервые в практике советского авиастроения на нем был поставлен автопилот. Для отдыха экипажа и пассажиров в крыльях были сделаны двухэтажные кровати. На борту «Максима Горького» находилась типография, кинопередвижка, небольшая электростанция. И, конечно, громкоговорящая установка, чтобы вещать с неба на землю. Когда 19 июня 1934 года во время торжественной встречи челюскинцев, огромный самолет в сопровождении двух истребителей, пролетел над Красной площадью, а летчик М. Громов с неба провозгласил здравицу в честь героев и, конечно, в честь товарища Сталина, это произвело огромное впечатление.

Казалось бы, «Максиму Горькому» суждена долгая и славная жизнь. Таких самолетов будет построена целая эскадрилья, и пусть дрожат враги! Его еще сто раз снимут в кино, прославят фотографиями, нарисуют на плакатах!

На плакатах АНТ-20, конечно, рисовали. Но самый красивый его портрет оставил нам художник Василий Купцов. Краснозвездный красавец-самолет — в небе над Ленинградом. Рядом — два сопровождающих истребителя. Внизу — синяя Нева, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, выкрашенный в непривычный нашему глазу красно-коричневый цвет. И разноцветные купола парашютов. Красотища и праздник! Фантастично!

Фантастично, в прямом смысле этого слова. Потому что АНТ-20 над Ленинградом никогда не летал. Его жизнь в небе оказалась на удивление короткой.

18 мая 1935 года самолет «Максим Горький» должен был совершить еще один демонстрационный полет, после чего его передавали в качестве первого самолета в состав новой эскадрильи имени М. Горького. Лучших работников ЦАГИ вместе с членами семей премировали полетом над Москвой.

Как положено, самолет-гигант сопровождали два истребителя. В одном из них сидел кинооператор, который должен был запечатлеть исторический полет. Другому самолету, легкому, как оса, истребителю И-5, следовало лететь рядом с АНТ-20. Истребитель на фоне «Максима Горького» должен был продемонстрировать кинозрителям реальные масштабы нового самолета. Летчик И-5 решил совершить мертвую петлю вокруг крыла АНТ-20. Эффектный трюк не получился. В верхней точке мертвой петли самолет завис, потерял скорость и рухнул на медленно пролетавшего под ним «Максима Горького». От этого удара гигантский самолет начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю. Все, кто был на борту (в их числе 6 детей) погибли.

Жизнь художника Василия Купцова продлилась не намного дольше жизни полюбившегося ему самолета. В октябре 1935 года к нему пришли с ночным обыском. Искали-искали всю ночь, нашли несколько сомнительных в идеологическом отношении книг. В том числе и переписанную от руки В. В. Купцовым программную брошюру П. Филонова «Идеология ИЗО». Филонов уже считался «вредителем от живописи», идеологические поиски его были темны. Так что пытливому следователю не потребовалось бы многих усилий, чтобы превратить находку в повод для репрессий со стороны пролетарского государства. И Василию Купцову это было известно не хуже, чем остальным. 24 октября 1935 года, он, не дожидаясь, пока за ним придут чекисты, покончил с собой, повесился.

От короткой жизни Василия Купцова осталось несколько картин, три из них, самые красочные — на тему «Большевики штурмуют небо»: самолеты, дирижабли, парашюты. Очень красиво и почему-то грустно от того, что праздника, которого так желал художник, не получилось.

Обновлено 30.12.2013
Статья размещена на сайте 27.12.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С петлей - достаточно темная история. Хотя бы потому, что семью погибшего летчика-истребителя не репрессировали.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Ягольник, да, почему-то товарищ Сталин здесь проявил непривычную для него мягкотелость.

      • Марк Блау, он никогда не был мягкотелым в таких вопросах. И наказал, кого посчитал виновным, достаточно жестко. Другой вопрос: кто был инициатором петли. Точнее, кто отдал приказ?
        Не хочу пересказывать материалы, которые лежат в открытом доступе. Но и в них этот вопрос остается открытым.
        Кстати, у Максима был близнец, который не особенно потом отличился. В общем, первая попытка самолета-гиганта оказалась комом. Потом повезло только Антонову.

        Оценка статьи: 5

  • Такая импровизация с петлёй вокруг крыла недопустима и вряд ли была вписана в полётное задание.Из-за вольной импровизации на опасное сближение году в 63-ем на о.Русский рухнули две Ту-шки после прохода на параде в честь дня ВМФ.

    Оценка статьи: 5