Поэтому, когда наш самолет приземлился в Тиране и по радио объявили, что он произвел посадку в аэропорту имени матери Терезы, я удивился:
- Интересно, почему Тиранский аэропорт назвали ее именем? — тихонько спросил я супругу. Спросил так, чтобы окружающие не услышали, ведь не хочется прослыть невежей. Правда, вокруг не было наших соотечественников, летели мы из Рима, но все же на всякий случай, мало ли что. Ира только мотнула головой, она тоже была не в курсе.
Движение по территории перед аэропортом организовано таким образом, что каждый прибывающий в страну неминуемо проезжает мимо величественного памятника. На расширяющемся кверху постаменте расположен женский поясной бюст со сложенными перед грудью руками.
- Это кто? — спросил я гида.
- Вы что, не узнали? Это же мать Тереза!
- Простите, а какое она имеет отношение к Албании?
- Как какое? Это наша национальная героиня.
Я замолчал, пытаясь переварить услышанное, но решил обязательно во всем разобраться.
Так кто же такая мать Тереза? Имя ее у многих на слуху, а вот с ее биографией, наверное, не все знакомы.
Итак, 26 августа 1910 года в городе Скопье в семье албанки Дранфиле и влаха (цыгана группы рома) Никола Бояджиу родилась дочка, которую назвали Агнесса Гонджа. Семья была католической, очень религиозной и в то же время весьма обеспеченной. Агнесса была третьим ребенком в семье, у нее были сестра Агата и брат Лазарь. Их мать часто молилась дома и в церкви, но еще больше сил уделяла милосердию. Даже после смерти мужа в 1919 году, когда Дранфиле, оставшаяся с тремя детьми, была вынуждена начать зарабатывать на жизнь шитьем и вышивкой, она взяла на воспитание шестерых сирот.
Агнесса Гонджа, с 12 лет мечтавшая о служении богу, решила став взрослой поехать в Индию, чтобы там заботиться о бедных. Детские мечты она начала воплощать в действительность с 18 лет, когда уехала в Ирландию и вступила в монашеский орден. Еще через три года она приняла постриг и взяла имя Тереза в честь монахини Терезы из Ливье, известной своей добротой и милосердием.
После этого орден послал ее в Калькутту в качестве преподавателя в женскую школу святой Марии. В 1946 году она вначале получила благословение от руководства ордена на занятие помощью бедным и обездоленным Калькутты, а затем в 1948 году основала общину — монашескую конгрегацию «Сестры Миссионерки Любви», задачей которой было создавать школы, приюты, больницы для бедных и больных, невзирая на их национальность и вероисповедание.
Вскоре ее под именем Тереза Калькуттская узнал весь христианский мир, а деятельность этой монашеской конгрегации переступила границы Индии, как говорила сама мать Тереза «по крови я албанка, по гражданству — индианка, по вере — католичка, по призванию я принадлежу всему миру». В 1963 году к сестрам милосердия присоединились мужчины, образовалось братство милосердия. Сейчас в этой совместной организации имеется более 400 отделений в 111 странах и 700 домов милосердия в 120 странах мира. Как правило, они открываются в районах стихийных бедствий и в неблагополучных с экономической точки зрения регионах мира.
В конце 80-х мать Тереза решила заняться миссионерской деятельностью в ранее закрытых для нее коммунистических странах, и начала она с Армении после разрушительного землетрясения 1988 года, где встретилась даже с Рыжковым, бывшим в то время Председателем Совета Министров СССР.
В 1979 году за свою миссионерскую деятельность мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира «За деятельность в помощи страждущему человеку».
Постоянная забота о нуждах других начала сказываться на здоровье самой матери Терезы, и в 1983 году у нее во время визита к папе римскому Иоанну II случился первый сердечный приступ. После второго приступа, произошедшего в 1989 году, ей был вживлен кардиостимулятор. В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу, кроме того она начала страдать сердечной недостаточностью и вынуждено легла на операцию. Неожиданно для всех своих сподвижников и руководства церкви она решила лечиться в одной из лучших больниц Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Дело дошло до того, что архиепископ Калькутты приказал священнику выполнить над ней обряд изгнания дьявола, полагая, что подобное решение она могла принять только под влиянием злокозненных сил.
С августа 1996 года ей пришлось лежать в больнице 6 раз. Она не один раз просила врачей, чтобы ей дали умереть. «Я не могу пользоваться таким медицинским обслуживанием, когда миллионы моих подопечных лишены такой возможности», — говорила мать Тереза. Она не принимала обезболивающих препаратов, считая, что испытывать боль — значит приносить жертву Христу.
Вскоре мать Тереза сложила свои обязанности главы Ордена милосердия, так стала называться созданная ей миссионерская организация. Сейчас известно более 4000 миссионеров ордена матери Терезы, которые работают в 610 его представительствах в 123 странах мира.
Скончалась мать Тереза 5 сентября 1997 года, ее похороны взяло на себя индийское правительство. Это было признанием ее заслуг перед страной и тысячами индийских бедняков, независимо от их кастовой и религиозной принадлежности. Из-за ее смерти переживала вся страна, все единодушно считали, что она несла миру только добро и любовь. Стеклянный гроб с телом матери Терезы целую неделю стоял в соборе Святого Томаса.
Похороны были очень торжественными, гроб с ее телом везли на том же орудийном лафете, на котором хоронили Махатму Ганди и Джавахарлала Неру. Толпа провожающих растянулась на семь километров. Похоронили мать Терезу во дворе штаб-квартиры ее ордена, рядом с городскими трущобами.
В октябре 2003 года мать Тереза была беатифицирована (первая ступень канонизации) католической церковью и причислена к лику блаженных.
Одно из известных высказываний Матери Терезы в полной мере отражает сущность ее деятельности. Именно им мне и хочется завершить эту небольшую статью: «Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним должны поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его».
Имя «мать Тереза» стало нарицательным, так называют людей, проявляющих милосердие и заботу о ближних.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...