«Ребенок был резов, но мил…» — Жан не захотел продолжать адвокатскую карьеру отца и в августе 1780 года завербовался в армию. Сначала солдат, потом сержант. Офицером он стать не мог из-за неблагородного происхождения. Не мог! Но… грянула революция. Жан Бернадот со своим полком попал в Рейнскую армию, воевал.
В революцию умные и преданные растут в чинах очень быстро — если в боях остаются живы. В 1793 году — капитан, к концу лета того же года — уже полковник. В следующем году он стал генералом. Уже летом 1794 года в битве при Флерюсе он командовал дивизией.
В 1797 году блестящий и широко известный генерал Бернадот встретился в молодым и блестящим генералом Бонапартом. Вначале они подружились, но потом их отношения испортились, они были соперниками. Более того, Бернадот был (временно, разумеется) удачливей Бонапарта — он женился на красавице Дезире, которая одно время была невестой Бонапарта. Как самый выдающийся генерал республики, Жан Бернадот был назначен военным министром.
А тем временем настало 18 брюмера (это дата такая — по тогдашнему революционному календарю), когда Бонапарт устроил военный переворот. Бернадот в нем не участвовал, но и против не выступил. Поскольку сестра Дезире, жены Бернадота, была замужем за братом Бонапарта Жозефом, он был как бы «членом семьи Бонапарта» и пользовался его полным доверием. На церемонии коронации императора Наполеона I он нес знак ордена Почетного Легиона Императора.
…И воевал в бесчисленных наполеоновских войнах за Францию. Под Аустерлицем его корпус стоял в первой линии в самом центре построения войск Наполеона. В сражении при Йене и Ауэрштэдте его корпус сначала разбил, а затем преследовал армию Блюхера и принудил его к капитуляции. Среди пленных оказалось около 1000 шведов отряда полковника Мернера, маршал принял этих пленных крайне любезно, завоевав их симпатии.
В 1809 году маршал Бернадот был назначен императором командующим войсками в Голландии и отразил десант англичан на остров Вальхерен. Маршал был крайне популярен во Франции. Настолько, что местами затмевал самого императора! Над ним стали сгущаться тучи…
Но внезапно сработала популярность Жана Бернадота в Швеции — бывшие шведские военнопленные настолько его превозносили, что… Впрочем, тут необходимо сказать еще о многом, о том, что касается уже не Франции, а Швеции.
Со времен Петра Первого Швеция воевала с Россией. В самом начале этих войн шведские солдаты, лучшие солдаты Европы (в то время), разбили орды славянских варваров, но потом… Потом была Полтава. В центре Стокгольма до сих пор имеется Нарвская улица, названная в честь победы. Улицы Полтавы — нет.
В послепетровскую эпоху Швеция мечтала отомстить за поражения прошлого, в коих была виновата Россия. И раз за разом нападала на нее, имея исторического союзника — Францию.
Но пришла во Францию Революция, потом пришел Наполеон, который, согласно Тильзитскому миру, согласился признать за Россией интерес во всей Финляндии. В итоге, когда шведы в 1808 году вновь напали на русских варваров, те в ответ не только разбили их в Финляндии, но авангард войск Багратиона под командованием генерала Кульнева переправился через замерзшую Балтику и вышел на берег Швеции, создав угрозу Стокгольму. В итоге вся Финляндия отошла к России.
Сдался даже неприступный Свеаборг, когда командующий гарнизоном понял, что штурмовать неприступную твердыню русские не будут, но и шведам уйти не дадут. А помощи из Швеции не будет… В итоге, сдав крепость, гарнизон получил возможность уйти, сохранив честь и знамена.
Итог войн с Россией, продолжавшихся уже более 100 лет всеми королями Швеции, начиная от Карла XII, начал отрезвлять шведов. А поскольку правивший тогда король Швеции Карл XIII был стар и не имел наследников… Парламент Швеции предложил весьма популярному и героическому французскому маршалу Бернадоту принять лютеранство и стать кронпринцем Швеции.
Наполеон был рад — из страны удалялся популярнейший военачальник, а в Швеции появлялся лояльный Франции король.
Риксдаг Швеции избрал графа Бернадота кронпринцем Швеции. Произошло это 21 августа 1810 года. С 5 ноября он стал регентом Швеции (фактически — ее правителем), а в 1818 году вступил на престол Швеции под именем Карла XIV Юхана.
Вот только… Став правителем Швеции, бывший француз начал думать, как швед. И делать то, что выгодно Швеции, даже если сами шведы этого еще не понимали. Швеция перестала воевать с Россией, выбирая в союзники любого, кто обещал ей помощь в борьбе с ненавистным соседом. Более того, Швеция вступила в союз с Россией — против потерявшей разум наполеоновской Франции, готовой воевать со всем миром, чтобы этот мир стал французским.
…В зале королевского дворца в Стокгольме, в котором король страны (он принадлежит к династии Бернадотов) беседует с парламентариями, возле королевского трона стоят две статуи наиболее уважаемых шведами королей. Это Густав I Васа — фактически первый король независимой Швеции, и Карл XIV Юхан — сын гасконского адвоката Жан Бернадот.
Амбиции
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталья Дюжинская, "у каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл", или "знатность по годности считать".
2 Ответить
Некоторые умело используют возможности.
Интересная статья.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Спасибо, Карин Андреас.
Через сто с небольшим лет после Бернадота, уже в России, из вахмистра вышел неплохой командарм, а ротный стал маршалом...
Лет за 20 до того в Америке было нечто похожее, штатские превращались в генералов, командовали и победили
За сто лет до того в Росии Петр Великий велел "знатность по годности считать" и ввел табель о рангах.
А за двести лет до того в той же России в ходе Отечественной войны с ляхами выдвинулись прежде безвестные дворяне, а один боярин основал царскую династию.
2 Ответить