Галя Константинова Грандмастер

Киномузыка: какая она? Мишель Легран и его «Шербурские зонтики»

Любовь Леграна к России и России к Леграну — взаимная и продолжительная. Советские и постсоветские слушатели очень хорошо знают Мишеля Леграна хотя бы потому, что он давно и часто приезжал сюда с концертами. «Приезжали» сюда и фильмы, к которым он писал музыку.

Hugo Felix, Shutterstock.com

«Я очень люблю русских людей, и мне всегда доставляет огромное удовольствие приезжать сюда», — из интервью «Новым известиям».

Мишель Легран родился в пригороде Парижа 24 февраля 1932 года в музыкальной семье. И отец, и дядя были дирижерами, мать — пианисткой (продолжили традицию и некоторые младшие родственники: дети, племянники). По линии матери, кстати, Легран — армянского происхождения (Тер-Микаелян). Поэтому по первым занятиям музыкой вопросов не было, а дальнейшее образование он получал в Парижской консерватории у Нади Беланже. Той самой дочери русской певицы, у которой, кажется, весь мир учился.

Надя в каждом своем ученике (а все становились знаменитыми) умела разглядеть самое главное, то, что свойственно только ему, что поможет наиболее полно раскрыться. Астору Пьяццола она посоветовала не бояться «низкого жанра» танго, а Леграну сказала, что не важно, как организована музыкальная ткань, под какую обертку-аранжировку будет спрятана мелодия, имеет значение только она — мелодия.

Сам Легран в своей биографии (на официальном веб-сайте) говорит, что всегда был окружен музыкой и всегда хотел все делать сразу: играть, петь, дирижировать, сочинять — причем во многих жанрах. Он был воспитан как классический музыкант, любил джаз, понимал и знал от родственников и особенности восприятия публики, и законы шоу-бизнеса. Но сам он никогда не хотел быть как-то «классифицирован». Не будем и мы этого делать, но нужно сказать, что Надя Буланже была права: Легран — замечательный мелодист. И это чувствуется сразу — в каждой песне, в каждом саундтреке каждого фильма.

Талант был замечен и практически сразу же получил признание. Три Оскара, пять премий «Грэмми» и один «Золотой Глобус» — это серьезное признание заслуг. А в целом наш современник написал музыку более чем к 200 фильмам и одному балету.

Он работает с самыми знаменитыми режиссерами (Лелуш, Годар, Орсон Уэллс и др), артистами, певцами, джазовыми музыкантами. Он сам — пианист и дирижер, концертирующий по всему миру.

«Девушки из Рошфора», «Бассейн», «Нежный проходимец», «Полярная станция «Зебра», «Три мушкетёра», «Охотник», «Переключая каналы», «Никогда не говори «никогда», «Обратная сторона полуночи», «Казанова», «Посредник», «Ф как фальшивка», «Высокая мода», «Любовь живёт три года» — далеко не полный перечень кинофильмов, к которым Легран написал музыку.

Специально указала побольше фильмов, чтобы отметить, что все они разные, французские или американские, триллеры, драмы, комедии. Каждый жанр требует свой подход, свою музыку. Если Владимир Косма писал преимущественно для французских комедий — бесконечно нами любимых, то талант Леграна нашел применение в любых жанрах. Последние фильмы с его киномузыкой вышли в 2013 и 2014 году, а композитору уже за 80 лет. И это не считая 60 гастролей-концертов по всему миру только в прошлом году…

Давно завоевали международную популярность песни из фильмов «Шербурские зонтики» и «Афера Томаса Крауна».

«The Windmills of Your Mind» (русский возможный перевод — «Мельницы в твоём уме»). Пожалуй, самая знаменитая тема из фильма «Афера Томаса Крауна». Перепели песню все возможные певцы, джазовые музыканты переложили в «джазовый стандарт». Ее «переигрывали» в других фильмах. Так песня из одного кинофильма становилась саундтреком к другим («Завтрак на Плутоне», «Ограбление в казино» и т. д.).

«The Windmills of Your Mind» — первый Оскар Леграна. В СССР ее тоже с удовольствие исполняли.

Не меньшую популярность завоевала песня из фильма «Лето 42». Спета всеми знаменитыми певцами песня «What Are You Doing the Rest of Your Life?» из фильма «Счастливый конец». Кстати, получается, что эта песня не один раз выигрывала премию «Грэмми» (в 1973 — Сара Вон, в 2006 — Ботти и Стинг).

Но, пожалуй, самой знаменитой стала музыка к фильму «Шербурские зонтики» (фильм — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, музыка — Оскар).

«Шербурские зонтики» (пишут часто и Шербургские) — фильм необычный во всех отношениях. Он насквозь музыкальный, даже диалоги не проговариваются, а пропеваются. И не опера, и не фильм-опера, и не мюзикл, а какой-то новый жанр. И здесь лирический и мелодический талант Леграна не мог не выразиться в полной мере.

Тема из «Зонтиков» зажила самостоятельной жизнью. «Je ne pourrai jamais vivre sans toi» (в английском переводе I Will Wait for You — кто только ее не исполнил!

Пока писала, внезапно набрела на собственную странную мысль. Эпоха романтизма закончилась (условно) на рубеже прошлых веков, хотя само направление было представлено в своем «классическом варианте» вплоть до Второй мировой. Стилистические выразительные средства были уже исчерпаны, но оставалась и остается человеческая потребность в «романтическом выражении чувств», в том числе и музыкально. Вероятно, киномузыка в ее лирическом варианте как-то следует этим человеческим запросам.

А нам пора в Италию — там тоже очень много хорошей киномузыки.

В комментариях к статье — вся перечисленная музыка.

Статья размещена на сайте 29.03.2015

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: