Занимаясь писательской карьерой, Агата всю жизнь считала, что на первом месте у женщины должны быть не карьера, не ребенок, а муж. Именно об этом твердила ей Клара, выдавая Агату замуж. И хотя Арчи Кристи, жених Агаты, не нравился Кларе и она желала для дочери другой, более обеспеченной жизни, именно она стояла на страже брака Агаты и расставляла приоритеты в жизни дочери.
Возможно, опираясь на логику своей матери, внушенную ей с детства, Агата не выносила женщин-наседок, которые, в случае неудачного брака, посвящают всю свою жизнь детям и в конечном итоге сами делают из детей жертв своего материнства. Именно такие женщины решают не выходить замуж повторно, боясь навредить детям, а позже до конца своих дней попрекают повзрослевших детей принесенной им жертвой, доводя и себя, и детей до взаимной ненависти.
В своей «Автобиографии» Агата писала:
«Честная мать должна относиться к своим отпрыскам так, как это делают кошки: удовлетвориться тем, что произвела их на свет, выкормила, а потом вернуться к собственной жизни. Так ли уж естественно продолжать заботиться о своем потомстве после того, как оно выросло и вышло в мир? Животные так не поступают».
В одном из своих романов — «Каникулы в Лимстоке» — Агата Кристи озвучивает достаточно циничную позицию персонажа относительно вопроса воспитания ребенка и материнской привязанности к своим детям, которого не любит собственная мать:
«Матери не могут сказать, что им не нужны дети, и уйти. Или съесть их. Кошки пожирают котят, которых они не любят. Чрезвычайно разумно, я считаю. Никакой пустой траты времени и неприятностей. Но человеческие матери вынуждены пестовать своих детей».
От взгляда Агаты не укрываются такие отношения между матерью и ребенком, как материнская нелюбовь и скрываемая неприязнь к своим детям. В том же романе «Каникулы в Лимстоке» она отмечает: «Множество матерей не любят своих детей».
Также для Агаты Кристи характерны персонажи, которые ханжески заявляют якобы о своей любви «ко всем детям», такие «любители всех детей», как правило, оказываются в ее романах убийцами детей. Среди них есть и убийцы-матери.
Пока Агата сочиняет романы и путешествует с мужем по Южной Африке, ее малолетняя дочь Розамунда находится на попечении своей бабушки Клары и тетушки Мэдж. Позже девочка окажется в интернате, поскольку, по мнению Агаты, «материнство безжалостно» (этот тезис мы встречаем в ее романе «Н или М?»).
Преданных своим детям матерей Агата не раз изображает в своих романах как «отчаянно унылых» и «глупых».
В романе «Дочь есть дочь» Агата Кристи выводит женщину, которая из-за прихоти своего ребенка отказывается вторично выйти замуж. Результатом подобной «жертвы» со стороны матери становится ее вечная злоба против собственной дочери:
«За что ты ненавидишь меня, мама?» — спрашивает героиню романа дочь. «Я отдала тебе всю жизнь, пожертвовала всем, что было мне дорого. Ты была моей дочерью, моей кровью и плотью. Я выбрала тебя», — отвечает мать. «И с тех пор возненавидела», — констатирует дочь.
Другой персонаж того же романа — бездетная Дейм Лора Уистабл — как бы подводит итог этой истории:
«Матери — порождение дьявола! Зачем они тучей нависают над своими детьми? Почему думают, что все о них знают? Они не знают! Не знают!»
Не правда ли, очень сильное высказывание, которое способно заставить задуматься о сути материнства и одуматься от материнского фанатизма, который многие матери понимают как свой материнский долг.
По мнению исследователей творчества и биографии Агаты Кристи (в частности, исследователя Лоры Томпсон), в словах персонажа романа «Дочь есть дочь» Сары: «Я знаю кучу матерей, которые ненавидят своих дочерей, словно яд», — высказана позиция самой Агаты.
Агата Кристи оказалась не готова стать такой матерью, как, например, Клара. Поэтому раздражение и гнев ее персонажей против вездесущего материнства выдает этот ее недостаток.
Своими книгами Агата Кристи как бы оправдывала свою неспособность посвятить всю себя своей дочери Розалинде. На первом месте, как и учила ее Клара, всегда был муж. Позже, когда выяснилось, что Арчи Кристи не способен содержать семью, на первое место вышла писательская карьера Агаты. И дочь писательницы опять оказалась на последнем месте.
Поэтому постулатами для самооправдания Агаты стали следующие формулировки ее взглядов на материнство:
1. Не позволять любви к детям ослепить себя — это правильно.
2. Не отдавать им всю себя без остатка — это тоже правильно.
3. Смотреть на них объективно — и это правильно.
Детско-родительские отношения самой Агаты с матерью ее биографы называют идеальными — Агата всегда посвящала Клару в свою жизнь, даже уезжая с мужем далеко от дома, она не порывала близких отношений с матерью, писала ей подробные и очень теплые письма издалека, называя в них Клару «милой, дорогой мамочкой».
Отношения с дочерью Розалиндой представляли собой смесь любви, раскаяния, разочарования и ревности. Никакой ее материнский инстинкт не восставал против этих противоречий.
Дочь Агаты росла вдали от матери, мать и сестра Мэдж вынянчили ее, и, встречая мать из очередной поездки по миру, Розалинда бежала на ручки не к ней, а к своей тете Мэдж (сестре Агаты), и горько плакала, когда та отдавала ее с рук на руки Агате.
Как ни печально, но даже пса своей дочери, Питера, Агата считала больше своим ребенком, чем собственную дочь. В одном из своих писем второму мужу она так сообщает об этом: «Питер — мой ребенок, ты же знаешь!»
она была гениальным писателем ,но никакой матерью...А если бы она была гениальной матерью. то стала бы она писателем такого уровня? Кто знает ...каждому свое. Просто не нужно отождествлять писателя и его книги. И по- моему Задорнов в одном из концертов говорил .что чем гениальнее писатель .тем меньше хочется знакомиться с ним.
0 Ответить