Ева Карий Мастер

Анна Ахматова. Кто и как творил ее родословную?

Только совсем недавно в России появилось крупное биографическое исследование жизни и творчества Анны Ахматовой. Это работа Светланы Коваленко, которую она создавала на протяжении всей своей жизни, но ее книга вышла посмертно в серии «Жизнь замечательных людей». Все остальные работы об Ахматовой носят фрагментарный характер и полны неточных, противоречивых сведений.

Ольга Кардовская, «Портрет Анны Ахматовой», фрагмент, 1914 г. Фото: ru.wikipedia.org

Это объяснимо и тем, что Анна Андреевна слишком долго была опальным поэтом, выброшенным из Союза писателей (вместе с Михаилом Зощенко) по личному указанию Сталина. И ей самой приходилось сообщать о себе не всегда правдивые сведения, да и стихи ее публиковались с массой поправок на режим и время.

Изменения строчек стихов и своих биографических данных порой делала сама Анна Андреевна по требованию цензуры, а порой их допускали и свидетели ее жизни, ее современники, в своих мемуарах путали в памяти даты и события, давали им свои субъективные трактовки.

Также есть лишь фрагментарные заметки ученых, которые занимались генеалогическим изучением ее родословной.

Поэтому свою родословную Анна Ахматова отчасти воссоздавала сама по тем семейным мифам, легендам и предположениям, которые когда-либо слышала от своих родных и близких людей.

Так, Анна Андреевна и сама верила, что ее род по материнской линии восходит к татарскому хану Ахмату (13 век) и ведет свое начало от древних Чингисханов. Однако историки и ее биографы пока не нашли объективных исторических подтверждений этого факта.

Современной историей доказан лишь тот факт, что Ахматовы — действительно старинный дворянский род татарского происхождения, но эти татары быстро обрусели и служили царям Ивану Грозному и Петру Первому. Жили же предки Анны Андреевны в Симбирской губернии.

Князьями древний род Ахматовых также никогда не являлся.

Ольга Кардовская, «Портрет Анны Ахматовой», 1914 г.
Ольга Кардовская, «Портрет Анны Ахматовой», 1914 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Однако, благодаря этой ахматовской убежденности в том, что она продолжает золото-ордынский род, ей удалось сберечь во многих жизненных испытаниях и чувство собственного достоинства, и царскую осанку. Также ее поэтическое творчество обогатилось среднеазиатскими мотивами.

Азия и впрямь сыграла в ее личностной судьбе огромную роль: в годы Великой Отечественной войны Ахматова укрылась от войны и разрухи в солнечной Средней Азии (с осени 1941 по июнь 1944 года) и всегда с благодарностью вспоминала этот щедрый, гостеприимный край, с луной как дыней. Например, в стихотворении «Луна в зените», 1942−1944.

Да и сын Анны Ахматовой — историк Лев Гумилев — унаследовал эту материнскую любовь к Азии, воссоздавая в своих исследовательских работах историю Великой Степи.

Правдой является то, что Анна Андреевна по линии отца Андрея Антоновича Горенко имеет кровную связь с греками (ее знаменитый греческий профиль тому подтверждение), но не с греками Древней Эллады, которые были голубоглазы и имели золотые волосы, а с греками, кровь которых уже успела перемешаться с кровью турков-завоевателей Греции. Именно у них были жгучие черные глаза и волосы цвета вороньего пера с отливом.

Набережная Фонтанки, вид на Троицкий собор
Набережная Фонтанки, вид на Троицкий собор
Фото: Depositphotos

Бывший Шереметевский дворец (Дом на Фонтанке) был верным приютом для поэтессы многие годы. И этот адрес тоже был в ее судьбе не случаен и обусловлен ее родословной. Некоторые ее родственники вели свое начало от рода Шереметевых. И личная драма крепостной девушки Параши Жемчуговой, возлюбленной молодого князя Шереметева, имела для нее не только исторический, но и личный контекст.

И на эту трагическую судьбу и любовь намекает поэт Анна Ахматова, да и не только намекает, но и прямо указывает в строчках своей «Поэмы без героя».

Первая русская поэтесса Анна Петровна Бунина, которую Гаврил Романович Державин, знаменитый поэт того времени, стоявший у истоков формирования русского поэтического слога и литературного языка, назвал Десятой Музой, также была одной из прабабушек Анны Ахматовой. Так что в ахматовском роду уже рождались мастера изящного слова.

История Анны Буниной — девушки из обедневшей дворянской семьи, которая своим талантом к стихосложению покорила и сердце русской императрицы и многих высокопоставленных вельмож того века, ценителей литературы и искусства, известна всем, кто интересуется историей русской литературы.

С другой стороны, не избежала семья Анны Андреевны и исторических парадоксов. Например, и отец Анны, и ее мать находились в свои молодые годы под влиянием «модной» тогда террористической группы «Народная воля». И тот, и другая оказались замешаны в дело о попытке покушения на царя. Несмотря на то что дед Анны (отец ее матери Эразм Стогов) занимал высокий пост в охранном министерстве и грозил своей дочери за подобные связи лишить ее наследства. И младший брат самой Анны Андреевны Виктор в начале 20 века тоже увлекался революционными идеями.

Так в истории одной семьи, в одной родословной одного замечательного русского поэта отразилась и слава страны, и ее трагедия, переосмысленные в ее гениальных стихах.

К. Петров-Водкин, «Портрет Анны Ахматовой», 1922 г.
К. Петров-Водкин, «Портрет Анны Ахматовой», 1922 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Какими были родители Анны Ахматовой?
Как граф Шереметев мог жениться на крепостной? История мифа о «вечной любви»
Где в Москве живет память об удивительной женщине Параше Жемчуговой?

Обновлено 29.10.2017
Статья размещена на сайте 6.01.2017

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А Есенин - из крестьян, Ломоносов (тоже стоял у истоков русского стихосложения) - сын помора. Если поискать, то можно и из простых выходцев найти, из крестьян, из разночинцев. А вся советская поэзия - многие из простой среды. Просто в царское время крестьяне в основном землю пахали, а поэзией и др. изящными искусствами дворянские дети занимались.
    Цветаева - тоже дворянских кровей, но она не вызывает у вас раздражения.
    Лично для меня неважно, какого происхождения поэт, важнее - его вклад в русскую культуру.
    Кто кому больше нравится - Ахматова или Цветаева - это дело личного вкуса. У Ахматовой стихи не сухие, а точные, без всяких литературных изысков и размазывания соплей по тарелке.
    Цветаева мне тоже очень нравится, но она просто другая (по сравнению с Ахматовой) и сравнивать двух этих поэтесс мне кажется нецелесообразным. Каждый поэт (независимо женщина или мужчина) имеет свои особенности поэтического стиля, и в этом ценность каждого автора и есть. В художнике важна индивидуальность, перепевают друг на друга на разные голоса только бездарности.
    Ахматова в "Поэме без героя" создала даже свою ахматовскую строфу (подобно Пушкину в "Евгении Онегине") и это тоже говорит о масштабе ее дарования.
    А что касается переносицы - в моих статьях указано, что сама Ахматова часто мифологизировала вопрос своего происхождения и этой "греческой" горбинки. По поводу травмы ее носа я в источниках не встречала замечаний, а вот то, что женщина свой недостаток внешности превратила в свое достоинство и рассматривала ее как родовую примету - молодец! Нечего стыдится недостатков своей внешности, надо превращать их в свои особинки, даже моду на них вводить. И Ахматова без всяких там современных имиджмейкеров сумела создать о своей горбинке легенду, разработать свой особенный ахматовский "имидж".
    А про родословную ее от греков - есть специальное генеалогическое исследование, на которое ссылаются биографы поэта.

    • Ева Карий, да мне тоже нет дела до происхождения, тем более, если оно надуманное (ну нравятся обывателю "из князей и графьев", так это их проблема. А мне лишь смешно).
      Впрочем, как нет дела и до вклада. Кто его определяет, с какой линейкой и безменом и на какой козе к нему подъезжает (ведь ту же Ахматову то гнобили, то почитали - все это так релятивно и субъективно), мне мало понятно. Вчерашние "признанные" бездарности становились много раз "признанными талантами".

      Да бог с ним. Нравится человечеству тешиться т.н. талантами, своими или чужими, пускай тешится. Пускай создает себе кумиров, сочиняет про них легенды, недостатки превращает в якобы достоинства. Пускай посвящает жизнь и работу изучению и преувеличению своих кумиров - все это детская глупость.

      Ахматова - не моя поэтесса. Разве что нравится мне ее легкое вот это:

      Я спросила у кукушки,
      Сколько лет я проживу…
      Сосен дрогнули верхушки.
      Желтый луч упал в траву.
      Но ни звука в чаще свежей…
      Я иду домой,
      И прохладный ветер нежит
      Лоб горячий мой.

      • Игорь Ткачев, я тут причем? Ну не нравится вам Ахматова, это ваше личное дело! Зачем тогда читаете статьи про нее? Моя целевая аудитория - те, кто интересуется историей русской литературы, кому интересна биография незаурядной творческой личности. Не нравится, проходите мимо, читайте "своих" авторов.

        • Ева Карий, потому что было бы глупостью читать только то, что нравится.
          Ваша статья была информативна.

          • Игорь Ткачев, извилины начинают искрить. Не знаешь куда грести? То ли в радость, то ли в сочувствие?

            Оценка статьи: 5

            • Сергей Дмитриев, по направлению к объективности-)

              • Игорь Ткачев, а м/б к зависти ?

                Оценка статьи: 5

                • Сергей Дмитриев, а я вот тоже с здесь с Игорем согласна, когда я читаю какого-нибудь автора я не лезу в историю возникновения этого автора, откуда он какое его дерево историческое. В последнее время это так стало модно, а про греческий профиль, то вообще лихо, скорее это профиль другой нации. Да, это при том, что в противовес ИТ мне Ахматова нравится. У нее короткий стих и иногда вроде ни о чем, а звучит, она мне, со своими тончайшими чувствами, как-то внутренне понятна.
                  Молюсь оконному лучу -
                  Он бледен, тонок, прям.
                  Сегодня я с утра молчу,
                  А сердце - пополам.
                  На рукомойнике моем
                  Позеленела медь.
                  Но так играет луч на нем,
                  Что весело глядеть.
                  Такой невинный и простой
                  В вечерней тишине,
                  Но в этой храмине пустой
                  Он словно праздник золотой
                  И утешенье мне.

                  • Татьяна Славина Дебютант 2 февраля 2017 в 21:31 отредактирован 2 февраля 2017 в 21:33

                    Лидия Богданова«Я не любви твой прошу…» Анна Ахматова

                    Я не любви твоей прошу.
                    Она теперь в надежном месте.
                    Поверь, что я твоей невесте
                    Ревнивых писем не пишу.
                    Но мудрые прими советы:
                    Дай ей читать мои стихи,
                    Дай ей хранить мои портреты,—
                    Ведь так любезны женихи!
                    А этим дурочкам нужней
                    Сознанье полное победы,
                    Чем дружбы светлые беседы
                    И память первых нежных дней…
                    Когда же счастия гроши
                    Ты проживешь с подругой милой
                    И для пресыщенной души
                    Все станет сразу так постыло —
                    В мою торжественную ночь
                    Не приходи. Тебя не знаю.
                    И чем могла б тебе помочь?
                    От счастья я не исцеляю.,

                  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 января 2017 в 19:38 отредактирован 17 января 2017 в 19:39

                    Лидия Богданова, OK ! Сейчас вообще гипертрофическое выпячивание персон, а не того, что они совершили. Косяками идут фотки б/м смазливых мордашек с претензиями только по этому признаку на звёздность. Конечно, бытовушные подробности не след бы так полоскать; это можно оставить при себе, пропуская в случае сквозь мелкое сито.
                    Ахмадуллина напоминает Ахматову и не только фамилией. Почему забыли Сильвию Капутикян? А когда-то она гремела.
                    "Стоит изумиться парой рифмочек нам, // мы почитаем поэтика гением. // Одного считают красным Байроном, // другого - самым красным Гейнем."
                    Меня не перстаёт восхищать эта "колоссающая" ирония.

                    Оценка статьи: 5

    • Ева Карий, мне занравилась Н.Матвеева, увы, недавно ушедшая от нас. Она тоже ни на кого не похожа. Особенно мне нравится её оценка "Чёрного квадрата" Малевича и озабоченность проблемами "матёрых, умеющих жить".
      ИТ не так уж одинок в своих препочтениях, если вспомнить, что А.Т.Твардовский недолюбливал самого Есенина. Поэты должны и обязаны быть "хорошими и разными".

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, какое мне дело, как читателю, кто кого недолюбливал. Я читаю стихи, и либо получаю от них удовольствие, либо - нет! А собирать про поэтов сплетни, это удел завистников, которых судьба в чем-то ущемила или обделила!
        У Кобо Абэ есть такое высказывание: "Самые жестокие критики - люди обделенные!". Вот они и занимаются собираем всего этого мусора про более удачливых и одаренных, пишут злобные мемуары, выискивают в биографиях недостойные поступки великих. А лично мне это ни к чему.

        • Ева Карий, мне нравятся случайные знакомства с поэтами. Один московский безвестный поэт очаровал одной строчкой."Невозможно людей не беся, // безмятежно глядеть в небеса." Так же внезапно понравился Егор Трубников одним стишком "Про экуменизм". Один челябинский поэт местного значения, кстати, хорошо написал и про Ахматову с Пастернаком.
          "Они сидят неодинаково: // она в анфас, он - кое-как. // на старом фото -А. Ахматова, // А рядом с ней Б. Пастернак.
          И в мир с печалью одинаковой // глядят сквозь славы яркий мрак. // Наповторимая Ахматова и бесподобный Пастернак." ( Точность последней строчки без фанатизма)

          Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 января 2017 в 10:33 отредактирован 15 января 2017 в 10:34

    Что ни имя, то предки обязательно из князей, царей и ханов. А из крестьян или пьяниц, дегенератов, например, есть кто?-) Нетути никого...

    Ахматовой, сколько ни читал, никогда не восхищался, и каким боком она стала первой русской поэтессой Серебряного века, тоже недоумеваю. Ее стихи слишком "мужские" и сухие. Нет в них поэтики, легкости, полета...
    А вот Цветаеву считаю непревзойденным образцом женской поэзии и чувственности. Уж пардоньте.

    Да и профиль у нее далеко не греческий, а просто с перебитой переносицей. Стукнулась в детстве об угол камина, а потом ахматоведы-ахматолюбы навыдумывали про Чингизханов с древними греками. Ай-яй-яй-)

    • Игорь Ткачев, как это никого? А Есенин с какой ханской родословной? =Если поскрести родословную многих известных ВИПов от искусства и не только, так увидишь их крестьянские корешки= Хорошо, что у Вас нет административного ресурса ИВС; будь Вы на его месте также науськали бы на неё Жданова. "Когда б Вы знали, // из какого сора растут стихи,.." ... то не косились бы на ААА. Мне вот тоже хронически не нДравится И. Бродский, хотя его и тянут на табуретку славы. Утешает, что его по делом и упорно не цитируют, как грамматичного стихотворца.





      .

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, Бродский идиот и стихи у него такие же. Хрень несусветная. Разве что сносны некоторые, вроде "ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать".

        • Игорь Ткачев, по Бродскому у нас аккордеон. Если покопаться, то можно ещё откопать что-Нить забавное.Мне напр., запомнился его слоган: "У попа была собака, // оба умерли от рака." Меня досаждают его оч примитивные, школярские рифмы с нажимом на конце строчки. У него невозможно найти "пару рифмочек", которыми стоило бы, можно было бы "изумиться".

          Оценка статьи: 5

  • Согласна! Именно чувства собственного достоинства сегодня многим не хватает по жизни.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 15 января 2017 в 01:03 отредактирован 15 января 2017 в 01:06

    Молодой Е.Евтушенко, уже почуявший вкус славы, принарядился по всей форме на вастречу с ААА и в нагрудный кармашек модного пиджака вставил авторучку. " А где Вы носите зубную щётку?" - поинтересовалась метр поэзии.

    Ахматова напоминает мне известную художницу Серебрякову своим эпическим стилем, хотя и в разных "отделах" искусства. "Где, когда, какой великий выбирал // путь чтобы протоптанней и легше ?" (С) Пример Ахматовой, Цветаевой показывает, что главное в воспитании и становлении человека - это воспитание чувства собственного достоинства, а не что-либо другое.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 января 2017 в 18:07 отредактирован 15 января 2017 в 18:16

      Сергей Дмитриев, мне особливо понравилось "Так, Анна Андреевна и сама верила, что ее род по материнской линии восходит к татарскому хану Ахмату (13 век) и ведет свое начало от древних Чингисханов". Это ж какую фантазию бабенка имела, чтобы до "древних Чингизханов" докопаться-)))
      А у Есенина все слишком очевидно было: мать-старушка, из крестьян, в деревне загибалась, пока он по кабакам деньгами сорил и жизнь прожигал с разными танцетутками. Было бы откровенным враньем приписывать его род к "Чингисханам".
      (Вот интересно же головы у людей устроены, что только не придумаешь, чтобы выделиться, к великим приобщиться )хотя я склонен все же думать, что Анна была умнее - она, скорее, над дурачьем вокруг так забавлялась, а оно подхватило, поверило и теперь в книжках биографии ей выписывает: по сути приписывать свой род к потомкам того, под чьим игом твои же соплеменники три столетия маялись, жизни лишались и породой разжижались. Эх, я бы ее сам в ГУЛАГи - жалко опоздал-)))

      Хотя те, кто на нем (на Есенине) себе на кусок хлеба зарабатывает, музейчики его сохраняет и в виршах тридцать третий причинный смысл выискивает, тоже утверждали, что он потомок барона Мюнхгаузена и Английской королевы.

      Кстати, уважаемый автор статьи так хорошо, по-Фрейду заметила: "Кто творил ее родословную". Именно "творил".
      Как прелэстно-)

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 15 января 2017 в 19:23 отредактирован 15 января 2017 в 19:24

        Игорь Ткачев, "Простим угрюмость, - ведь не это //сокрытый движитель его. // Он весь дитя добра и света, // он весь свободы торжество." (АБ)
        Роз без шипов не бывАт. Невзирая на шалости Есенина и причуды с родословной Ахматовой их любЮт, будут читать-перечитывать, распевать песни на музыку Пономаренко.
        Потому что он чарЯбает зА душу. Чего стоят только "Над окошком месяц, под окошком ветер..." или "Собаке Качалова"? ... А загибающейся старушке не хватало модной шали, а дедусе - портКов. =Но они держались-таки = и не вмерли с голодухи.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, а меня до сих пор трогает вот это:

          Утром в ржаном закуте,
          Где златятся рогожи в ряд,
          Семерых ощенила сука,
          Рыжих семерых щенят.

          До вечера она их ласкала,
          Причесывая языком,
          И струился снежок подталый
          Под теплым ее животом.

          А вечером, когда куры
          Обсиживают шесток,
          Вышел хозяин хмурый,
          Семерых всех поклал в мешок.

          По сугробам она бежала,
          Поспевая за ним бежать…
          И так долго, долго дрожала
          Воды незамерзшей гладь.

          А когда чуть плелась обратно,
          Слизывая пот с боков,
          Показался ей месяц над хатой
          Одним из ее щенков.

          В синюю высь звонко
          Глядела она, скуля,
          А месяц скользил тонкий
          И скрылся за холм в полях.

          И глухо, как от подачки,
          Когда бросят ей камень в смех,
          Покатились глаза собачьи
          Золотыми звездами в снег.


          Конечно, любят. И, конечно, будут перечитывать.
          А я лишь за то, чтобы читали их стихи, а не фантазировали на тему их биографий и не сотворяли себе кумиров.

          • Игорь Ткачев,вот видите, не такой уж горький он пропойца и из хора балалаечник: ничто собачье и человеческое ему не чуждо.
            А рамочки и формат знакомства с поэтом зачем сооружать? "Кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик". Вон недавно расписали, как организовали суицид Есенина и как наводили камуфляж. И не знаешь кому,чему верить.

            Оценка статьи: 5