Необычное название Палласовка получила в честь известного учёного Петра Симона Палласа, который, вообще-то, являлся немцем, но сделал очень много для изучения природных богатств России.
Пётр Паллас родился в 1741 году, в семье профессора анатомии. Его отец преподавал в Берлинской медицинской академии, и семья Палласов слыла образованной. Поначалу маленький Пётр учился дома (тогда это являлось весьма популярным), и его учителями были отец и приходящий педагог. Это продолжалось до 1754 года.
Затем Пётр слушал лекции в медико-хирургическом коллегиуме, это что-то вроде нынешнего колледжа или техникума. Лекции там бывали разные, и программа обучения отличалась от современной. Известно, что с той поры Паллас полюбил зоологию более всех наук.
Например, в возрасте 15 лет юный Паллас разработал собственную классификацию птиц на основе клюва. В этой работе, конечно, имелись нестыковки, но ведь человеку было всего 15 лет!
Помимо зоологии, медицины, анатомии, физиологии, Пётр также изучил латынь, английский и французский языки. Его мать, кстати, являлась француженкой.
А 1758 год Паллас провёл в городе Галль. Там он немного отошёл от медицинского направления и занялся изучением естественных наук, минералогии, математики. После этого Пётр перебирается в Голландию.
В те годы считали, что в Голландии — очень сильная научная зоологическая школа. Отчасти это было так, ведь голландцы владели обширными колониями и могли проводить там множество различных наблюдений в природе. А также привозить немало представителей местной флоры и фауны.
После Голландии в жизни ученого происходят два важных события.
- Во-первых, он спорит с известнейшим натуралистом Карлом Линнеем по поводу классификации червей. Паллас доказывает ошибочность линнеевской классификации, и это придаёт ему большой вес в научных кругах того времени.
- Во-вторых, молодой Паллас защищает в Лондоне докторскую диссертацию (тогда не было кандидатских диссертаций) на тему «О паразитах, живущих в теле животных».
Защита прошла хорошо, и Паллас окончательно остановился на зоологии и биологии, уделяя в будущем этим наукам значительную часть своего времени.
В 1762 году уже дипломированный учёный (и это — в 21 год!) возвращается в Берлин. Паллас-старший, даже имея авторитет в своих медицинских кругах, не смог найти для наследника вакантное место. По этой причине его сын вновь перебирается в Голландию.
Пётр Паллас живёт там достаточно скромно, посвящает своё время различным исследованиям и выпускает «Исследование зоофитов» — труд, упрочивший его славу, как учёного. Это открыло ему места в Лондонской и Римской академиях наук.
Впрочем, материальное положение молодого учёного ухудшается. Несмотря на это, он довольно удачно по взаимной любви женится. Произошло сие знаменательное событие в 1767 году. Палласу тогда было 26 лет.
Хорошо, а какое это отношение имеет к России? Почему в самом начале статьи упомянута некая Палласовка в Волгоградской области?
Никакой ошибки тут нет. Пётр Паллас действительно долго был и работал в России, и в его честь действительно назван небольшой город. Впрочем, обо всё по порядку.
В те годы, о которых идёт речь, в России царствовала Екатерина Вторая. Известно, что она много общалась с иностранцами и опубликовала ряд указов, согласно которым всем иноземцам, желающим перебраться в Россию, даровались особые привилегии. Вот под действие одного из таких указов невольно попал и молодой, но уже известный в учёных кругах Пётр Паллас.
Как уже упоминалось, он испытывал в то время материальные затруднения. А Екатерина Вторая подыскивала человека, способного завершить (или существенно дополнить) всестороннее описание огромной Российской империи, чтобы иметь максимально полное представление обо всех природных богатствах державы.
Императрица состояла в переписке с учёным из Лейпцига — профессором Людвигом. Последний лично знал Палласа и порекомендовал его Екатерине. Та прислушалась к совету немецкого учёного и пригласила Палласа в Россию. А чтобы тот долго не раздумывал, высочайшим повелением (с одобрения Российской Академии наук) господину Палласу пожаловали 800 рублей в год жалованья. И обещали всестороннюю поддержку в его научных изысканиях.
Пётр Паллас, как и всякий учёный, мечтавший о новых свершениях, с радостью принял предложение из России. Интересно, что его супруга предпочла поехать вместе с мужем, вперёд к новым, порой опасным, открытиям…
Анастасия! Успехов вам в ШЖ! Отличная статья! С уважением и миром,