Детальное исследование Приамурья удалось осуществить офицеру русского флота Геннадию Ивановичу Невельскому. Разумеется, случилось это не сразу.
Геннадий Иванович родился в 1813 году, в семье потомственных моряков. Вероятно, это и предопределило выбор будущей профессии. В 1828 году Геннадий поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учился он отменно, из-за чего был переведён в офицерские классы при корпусе. И быть бы Невельскому видным морским офицером, если бы не личное вмешательство Николая I. Он дал команду отсрочить присвоение Невельскому офицерского звания по причине небольшого роста.
Вместо настоящей морской карьеры Невельского в 1836 году за блестящую учёбу довольно своеобразно поощряют — делают наставником генерал-адмирала великого князя Константина. Великому князю, кстати, тогда было всего десять (10!) лет.
Наставник из Невельского был неплохой, и великий князь искренне полюбил его. Другой человек на месте Невельского, вероятно, использовал бы такие «полезные» связи, но Геннадий Иванович не старался поправить за счёт близости к государю своё материальное положение. Ему хотелось плавать по морям и океанам.
Наконец, в 1848 году Невельской назначается командиром на большой транспортный корабль «Байкал». Задача у «Байкала» была следующая: загрузиться в Кронштадте, и плыть на Камчатку через мыс Горн к российским берегам.
Невельской справился с поставленной задачей. Но получилось так, что в пути «Байкал» сэкономил 90 (!) дней, то есть прибыл на Камчатку (в Петропавловск) ранее расчётного срока на три месяца. И тут Невельской понял, что наступило его время.
Не сообщив вышестоящему руководству, Невельской на «Байкале» отплыл из Петропавловска, добрался до Сахалина, а затем ещё исследовал устье реки Амур (площадью более 2000 квадратных километров!).
В результате несколько рискованного (в первую очередь, для дальнейшей карьеры) мероприятия Невельской с товарищами установил две важные вещи:
- устье Амура судоходно для морских судов;
- Сахалин отделён от материка глубоким проливом шириной в 4 мили.
Эти заслуги после определённых нареканий были оценены. В 1850 году Геннадий Иванович в чине капитана первого ранга плывёт на Дальний Восток. Ему поставили задачу — основать на Охотском море зимовье, но не исследовать Амур. Почему? Дело в том, что тогда эти земли формально принадлежали Цинской империи, и этот порядок существовал с 1689 года. Вполне резонно, что русское правительство опасалось военного конфликта с китайскими соседями.
Невельской выполнил задачу — основал зимовье Петровское. Однако затем он исследовал Амур на 200 километров вверх по течению и не встретил там ни китайских пограничников, ни каких-либо органов китайской администрации.
После некоторых раздумий Невельской основал на Амуре Николаевский военный пост, впоследствии ставший городом Николаевск-на-Амуре. Затем весь Приамурский край был объявлен владениями России.
За такое самовольство Невельской был разжалован в простые матросы и вызван для объяснений в столицу. После разбирательств Геннадий Иванович был оправдан и получил одобрение своих действий лично от государя.
Теперь Невельской в должности начальника Амурской экспедиции с большим отрядом вновь отправляется на Дальний Восток. Он продолжает изучать Амур, остров Сахалин и его прибрежные воды, Татарский пролив. Амурская исследовательская экспедиция обнаружила большие запасы каменного угля на Сахалине, а также способствовала основанию города в Императорской (ныне — Советской) гавани.
Интересно, что вместе с Невельским в экспедицию поехала и его супруга. Много лишений довелось вынести ей за 4 года экспедиций, самое тяжелое из которых — смерть собственного ребёнка.
Известно, что после возвращения из Амурской экспедиции Геннадий Иванович Невельской до конца своих дней проживал в Петербурге. Власти, оценив его успехи, всё-таки предпочитали более не отпускать его на восток империи.
Умер Невельской 29 апреля 1876 года. И оставил он после себя кое-что поважнее, чем деньги, коллекция дорогих картин или дорогой особняк в столице: новые земли, навсегда вошедшие в состав великого Российского государства.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...