Таинственный флейтист
Вечером 3 августа 1805 года в двери Петербургского театрального училища постучал высокий худой человек, одетый в черное. Левой рукой он прижимал к груди футляр с флейтой, а за правую его руку держалась маленькая девочка с большими испуганными глазами. На вид ей было не больше шести лет…
Именно так попала Дуня Истомина в театральное училище к самому Шарлю Дидло, знаменитому балетмейстеру и педагогу. Она не помнила своих родителей. Знала только, что мама умерла, и сама она оказалась на улице, а потом к ней подошел высокий худой человек в черном и за руку отвел в дом, где ее сначала накормили, а потом стали учить музыке и танцам.
Историки русского балета до сих пор не могут разгадать тайну появления Истоминой в училище Шарля Дидло. Туда не брали детей «с улицы» — только своих, а человек с флейтой не только не был Дуне отцом — о нем вообще никто и ничего не знал. Словно ангел-хранитель на время принял человеческий облик, спас гениальную девочку — и снова отправился к себе на Небо, уверенный в ее счастливом будущем. И оказался совершенно прав.
Когда в 1816 году Авдотья окончила училище, Дидло тут же предложил ей главную партию в премьере балета «Ацис и Галатея»: роль, принесшую первые лавры.
Взлет
Истомина, как никто другой, владела искусством полета в танце или, как тогда говорили, «элевации». Добавьте к этому блистательный талант, честолюбие и яркую красоту — и вы поймете, отчего уже через пару лет после дебюта эта невысокая брюнетка с огненными черными глазами и густыми ресницами сводила с ума весь Петербург.
За «Ацисом и Галатеей» последовала центральная партия богини цветов Флоры в балете «Земфира и Флора». Здесь она исполняла еще две партии — доверчивую нимфу Аглаю и нимфу Аминту. Невиданно сложный рисунок танца, придуманный Дидло, был рассчитан на уникальные природные способности, которыми обладала лишь одна балерина той поры — Истомина. Взыскательный столичный зритель, затаив дыхание, вжимался в бархатные кресла, когда она летела над сценой в невероятном прыжке, кружилась в бешеном фуэте, когда ее руки, словно бледные стебли лилий, плескались над украшенной цветами головкой. Гордая богиня перевоплощалась в нимфу трепетную, в нимфу дерзкую и задорную — и вновь по сцене ступала богиня… Авдотья Истомина покорила всех.
За кулисами
Театр, как известно, начинается с вешалки, а сцена — с кулис. Там, за кулисами, идет особая, удивительная и манящая жизнь, полная волнительных тайн и запретных соблазнов. Вот как описывал «закулисье» того времени Леонид Гроссман в книге «Пушкин в театральных креслах»: «Кулисы, уборные актрис, даже классы театральных воспитанниц — весь этот мир юных, красивых, грациозных и радостных женщин был постоянным источником любовных приключений. Вокруг театра развертывалась особая праздничная жизнь, насыщенная эротикой и окрашенная отважным авантюризмом. Поединки, похищения, необычайные свидания, подкупы прислуги, даже переодевания — все это сообщало любовным нравам эпохи какой-то полуфантастический и часто поистине театральный характер».
В скандальной хронике того времени, как и на сцене, юная Авдотья Истомина была на первых ролях. Что, впрочем, никак не отразилось на ее карьере. Чего стоит одна только история со знаменитой «дуэлью четверых», случившаяся осенью 1817 года! Поссорившись с любовником, кавалергардом Шереметьевым, на квартире которого она жила, Истомина приняла приглашение Грибоедова съездить «на чай» к Завадовскому и провела у милого камер-юнкера два дня. Оскорбленный кавалергард вызвал Завадовского на дуэль и был убит.
Известный дуэлянт и бретер Якубович, приятель Шереметьева, счел Грибоедова истинным виновником гибели друга и вызвал его на поединок. Результат — простреленная рука Грибоедова: до конца дней великий писатель, который был к тому же прекрасным музыкантом и талантливым композитором, оказался отлучен от рояля. Сам Грибоедов, вытащивший жребий первого выстрела, целился в воздух…
Поэт и Танцовщица
Истомину и Пушкина соединяли незримые, почти мистические узы. Начать с того, что родились они в один год и практически одновременно стали первыми каждый в своем деле: он — в поэзии, она — в балете.
Александр Сергеевич в юности был влюблен в Истомину. Впрочем, в кого он только не влюблялся! Пылал, добивался взаимности — и остывал так же быстро, как загорался. Иначе получилось с Истоминой: поэт и балерина ощутили друг в друге родственные души. И когда костер страсти подернулся пеплом, между ними установились странные отношения: отношения двух равновеликих творцов. Не случайно Авдотья танцевала партию Людмилы в балете «Руслан и Людмила» и черкешенки в «Кавказском пленнике»! И не случайно поэт в «Евгении Онегине» посвятил балерине строки, ставшие девизом всего русского балета: «души исполненный полет».
Возможно, пары лет не хватило Пушкину, чтобы осуществить грандиозный замысел по созданию «нового русского романа» — романа под названием «Две танцовщицы», прототипом одной из главных героинь которого была Истомина. Но поэт пал на дуэли, балерина через год после его смерти покинула сцену, вышла замуж, родила сына и умерла в 1848 году от холеры.
«Новый русский роман» появился на свет благодаря талантам и стараниям Толстого и Достоевского. Русский балет тоже не остался в стороне и прославился на весь мир.
…Искусство и жизнь продолжаются. Но где-то в театральной зале под названием Вечность по-прежнему сидит юный восторженный Пушкин, глядя на волшебный танец столь же юной и прекрасной Истоминой.
интересная информация. спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень хотелось бы указать уважаемому автору статьи на грубую ошибку в заголовке статьи. Не "Души исполненный полёт" -- "полёт души" -- это её, души, особое состояние, а человек при этом может и сидеть, например, или лежать. У Пушкина "Душой исполненный полёт", т.е совершенно другой смысл. Балерина не просто исполняет прыжок-полёт, а вкладывает душу в свой танец.
Согласитесь, что в статьях на темы исксства и культуры особенно хочется видеть и культуру самого текста. Вывод: без редактора нельзя. Любая публикация требует профессионального глаза, а пишущая братия, даже талантливая, нередко бывает недостаточно грамотна. И если случайную ошибку можно простить, та ошибка, искажающая смысл, обесценивает текст в глазах читателя. Хочется сказать: "Прежде, чем цитировать Пушкина, хоть прочтите его внимательно". А здесь получилось как в известном анекдоте: "Чукча не читатель, чукча -- писатель".
С уважением и пожеланием успешных публикаций. Е. Крученицкая.
0 Ответить
Спасибо, Елена, что указали на ошибку, исправим, хотя не думаю, что она сильно искажает смысл. "Полет, исполненный души" - совсем не полет души.
0 Ответить
5. Спасибо. Обожаю статьи в таком стиле.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сейчас так занята по работе, что не успеваю писать сама. Но так хочется делиться прочитанным и трогающим за душу с друзьями. Наша "Школа" дает такую возможность. Вот ей и спасибо!
0 Ответить