• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Матвиенко Профессионал

Акустические саги. Как звук положили на полку?

Наверняка идея запечатлеть звук впрок для многократного воспроизведения бередила многие умы. Прошло уже более 130 лет с момента первой попытки записи звука на механический носитель американским изобретателем Томасом Эдисоном. Кстати, прорыв в области записи звука произошел практически одновременно с изобретением Эдисона. К началу 20 века были изобретены все способы (или, по крайней мере, методы реализации) аналоговой записи звука.

Пожалуй, здесь следует объяснить понятие «аналоговый». Аналоговым считается сигнал, значение которого изменяется во времени непрерывно, плавно. В противоположность аналоговому, цифровой сигнал состоит из множества дискретных значений-ступенек.

Схема записи звука практически во всех случаях одинакова. Преобразующее устройство превращает колебания воздуха в какой-то другой вид сигнала (механический, электрический, оптический и т. п.). Преобразованный в новое качество сигнал, содержащий более или менее полную информацию об исходном звуковом сигнале, подается на звукозаписывающее устройство, где фиксируется механическим, фотографическим либо магнитным способом. Обратный процесс также прост и очевиден. Считываемый при помощи звукоснимающего устройства с аналогового носителя сигнал преобразуется, а затем усиливается и превращается в звуковой.

Самый старый, механический способ записи подразумевает физическое вырезание или выдавливание канавок с формой, соответствующей звуковым колебаниям в материале, обладающем достаточной мягкостью. В 1877 году Эдисон использовал в качестве носителя оловянную фольгу, которую он поместил на вращающийся цилиндр. Дорожки на фольге формировались иглой, прикрепленной к центру мембраны из пергамента.

Пожалуй, в шутку можно утверждать, что тогда-то и родилось понятие soundtrack (звуковая дорожка). Механик, изготовивший диковинную штуковину по заказу Эдисона за 18 долларов, держал пари, что у того ничего не выйдет. Конечно же, механик проиграл спор. Все присутствовавшие на эксперименте ясно услышали исходящий из устройства рассказ Эдисона о Мэри и барашке, который он начитал на мембрану фонографа. До наших дней из всевозможных механических носителей дожила лишь грампластинка.

Фотографический способ реализуется изменением формы или интенсивности светового луча в зависимости от звуковых колебаний. Так звук «снимают» на кинопленку в звуковом кино. Особенностью звукового кино является одновременность записи изображения и звука, которым на кинопленке были отведены разные дорожки. Практическая реализация технической мысли совмещения звука и изображения на одной пленке заняла около четверти века с момента первых попыток фотографической звукозаписи в самом начале 20 века.

Магнитофонная аудиокассета, пожалуй, оказалась наиболее живучей из всех бытовых носителей аналогового звука. Принцип записи звука на магнитную ленту прост. Звуковая головка, соприкасающаяся с пленкой, под действием электрических сигналов, обладающих интенсивностью, зависящей от уровня звука, намагничивает участки движущейся ленты, обладающей магнитными свойствами. История магнитной звукозаписи была начата с момента изготовления устройства для записи звука на стальную проволоку датчанином Вальдемаром Паульсеном в 1898 году.

Несмотря на то, что аналоговые носители являются источником «живого» звука, существующие очевидные недостатки привели к полному вытеснению их цифровыми носителями в большинстве отраслей звуковой индустрии. Вот эти недостатки: недолговечность (все аналоговые носители подвержены старению), износ при частом использовании, при воздействии факторов окружающей среды (механические повреждения, загрязнения, сильные магнитные поля и т. п.), неудобные размеры, потеря качества при переносе на другие носители и т. п.

Статья опубликована в выпуске 8.02.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: