Юкиясу Камитани (Yukiyasu Kamitani) из вычислительной лаборатории неврологии (ATR Computational Neuroscience Laboratories, Киото, Япония) и Френк Тонг (Frank Tong) из Принстонского университета (Princeton University, Принстон, США) добились определенных успехов в области «чтения» мыслей человека.
Они использовали систему магниторезонансной съемки и специальную программу, чтобы определить, какие картинки видел испытуемый.
В серии опытов исследователи показывали четырем добровольцам одно из восьми изображений, на которых были полосы, ориентированные различным образом. И одновременно проводили магнитно-резонансную томографию мозга испытуемых. Оказалось, в томограмме мозга есть небольшие, но характерные отличия, зависящие от той или иной картины перед глазами.
Далее ученые разработали специальную программу, которая автоматически анализировала томограммы, выявляла в них отличия, и в следующих опытах, когда испытуемым давали эти картинки в случайном порядке, машина точно определяла, на что человек смотрел и в тех случаях, когда показывали сразу два изображения, и просили его сосредоточить внимание на каком-нибудь одном. И это несмотря на то, что сами картины мозговой активности были у разных людей разными.
Более того, в том случае, если человеку показывали две картинки одновременно, и просили сосредоточить свое внимание на одной из них, система также выдавала безошибочный ответ.
Кроме того, в ходе аналогичного эксперимента сотрудники Лондонского университетского колледжа (University College London) Джон-Дилан Хейнс (John-Dylan Haynes) и Джерейнт Риз (Geraint Rees) показывали шести испытуемым два изображения последовательно, но первое — в течение 15 миллисекунд, так, что человек не успевал разобрать, что изображено.
Изображение с красными полосами устанавливали перед правым глазом, а с голубыми — перед левым. Для чистоты эксперимента на его участников были надеты специальные очки, чтобы глаза не отвлеклись на «соседский» объект. Каждый глаз видел только одну, предназначавшуюся только ему картинку. В подобной ситуации мозг не может воспринимать одновременно две картинки, он периодически переключается с одной на другую. Компьютер, однако, четко показывал, какие именно картинки видел испытуемый, в том числе, определял реакцию мозга на изображение, которое сам человек не успевал осознать.
Из всего этого следует вывод, что мозг реагирует на визуальные раздражители даже в том случае, если они для нашего сознания формально остаются «невидимыми».
Подобные исследования ранее проводили с введением в мозг электродов, но в этом случае обошлись без хирургии.
Один из исследователей, Хейнс, предпожил использовать томограф как своеобразный «измеритель сознания», («consciousness-meter») и применять тогда, когда нужно определить, воспринимает ли тяжелобольной пациент окружающую его внешнюю среду осознанно.
А вот американские ученые из Калифорнийского университета с помощью наблюдений за мозговой деятельностью пытались распознать, что люди слышат. Двум пациентам, находившимся в отделении черепно-мозговой хирургии, поместили внутрь черепа электроды и посадили смотреть кинофильм Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой». Такой же эксперимент провели и с одиннадцатью здоровыми пациентами, за деятельностью мозга которых наблюдали при помощи сканера. Ученым удалось сопоставить информацию, поступавшую с электродов и со сканера, с отдельными сценами и звуками фильма.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...