Валерий Цуркан Мастер

Что делает нас сильнее? Первая ласточка - экзоскелет Hardiman

Когда появились прототипы экзоскелета? Имеют ли они право на существование? Почему до сих пор нет реально действующих моделей этих чудо-машин, этих усилителей наших мускулов? Сейчас попытаемся в этом разобраться.

Первая ласточка оказалась неповоротливым бегемотом. Первый рабочий экзоскелет был разработан компанией General Electric в шестидесятые годы двадцатого века.

Это была громоздкая конструкция. Человек помещался внутри этой стальной машины и напоминал огромного железного рака — двигался он очень медленно, две огромные рачьи клешни, которыми манипулировал оператор, отвечали на приказы неохотно, и ему с огромным трудом удавалось удерживать их под контролем. Гидравлические клешни подразумевали насосы, движущие эту гидравлику. И без того массивный Hardiman, как назывался этот монстр, зависел от ещё больших размеров периферии — электрогенераторов и вспомогательной аппаратуры, занимавшей довольно-таки большое помещение.

Конструкция экзоскелета Hardiman должна была увеличить силу оператора в тридцать раз, то есть один человек мог бы заменить целую толпу грузчиков. По крайней мере, один оператор внутри Hardiman теоретически должен был способен поднять груз весом в 1500 фунтов.

На эту разработку возлагали большие надежды военные — Hardiman был бы очень полезен на авианосцах при загрузке бомб и ракет. Но мечты не всегда становятся реальностью — дальше опытных образцов дело не пошло. В конструкции экзоскелета было несколько существенных недоработок.

Во первых, он не мог адекватно передвигаться даже по ровной поверхности — при каждом шаге оператор рисковал упасть и погибнуть под тяжестью этой машины. Ходить по человечески Hardiman наотрез отказывался, и мало кто из нормальных людей согласился бы управлять таким капризным железным человеком.

Вторая недоработка — из запланированных 700 килограмм Hardiman смог выжать только 300, а если учесть, что конструкция весила вдвое больше, то это рекордом не назовёшь. К 1970 году удалось заставить работать только одну клешню, что тоже не посчитали очень хорошим результатом. А если учесть вагон и маленькую тележку периферийного оборудования, то проект и вовсе показался неперспективным. Даже сейчас ещё не найдено альтернативы портативного источника питания для подобных громадин.

Несколько лет помечтали — и хватит. В 1971 году проект Hardiman был заморожен как за отсутствием видимых перспектив развития.

Потом в фильме «Чужой» появился шагающий погрузчик Caterpillar P-5000, которым ловко управляла лейтенант Рипли. В основу этого несуществующего в реальности поргузчика был положен именно Hardiman. Вот только в фильме электрические кабели остались за кадром, и машина показана как полностью автономный погрузчик. Именно такой, какой и хотели сделать ее умельцы из General Electric. Но не смогли.

Люди и в дальнейшем не оставляли попыток сделать себя киборгами, уж очень хотелось им научиться играть железными мускулами, почувствовать мощь железного тела.

Есть две основные мечты — научиться летать и стать сильным, как слон. Если летать люди научились при помощи парашютов и парапланов, то есть обходясь минимумом, то стать нечеловечески сильными пока не удаётся.

Обновлено 11.10.2016
Статья размещена на сайте 16.10.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: