Виктор Никитенко Профессионал

Как протекает творческий процесс в век цифровых технологий?

Зрительский зал сосредотачивает свое внимание на сцене, аудитория в учебных заведениях — на трибуне с преподавателем, а вот любопытство громадного пользовательского сегмента Интернета буквально «впаяно» в виртуальное измерение, отображающее новые интересные события из жизни. Но не стоит забывать, что многие чудеса, обострившие интерес публики, созданы искусственно в целях обострения этого интереса.

Tatiana Popova, Shutterstock.com

Новые технологии позволяют создавать чудеса в области звука, видео, и даже строительства. Тщательный подход в области цифровых технологий расширяет человеческие способности, но и отдаляет его от реального, живого мира. Границы между технологичным и духовным миром усиливаются очень стремительно в таких условиях, развиваясь параллельно друг другу. Фантастические фильмы про будущее, снятые десятки лет назад, в новом переосмыслении действительно становятся правдивыми.

Одним из важных свойств искусства является напоминание о тонком скрытом мире. Если творцу удалось погрузить слушателя и созерцателя в иное измерение, в состояние непосредственного освобождения от привычного бытия, значит, основная миссия выполнена. Тонкость мира всегда существует в легком соприкосновении с обычным миросозерцанием. Уязвить это соприкосновение — задача творца.

Несомненно, творческая задача подвергается трудным испытаниям в век иного тонкого мира — Интернета. В «цифровых» условиях перемешиваются приоритеты, задачи, мотивы, а главное, спросы и предложения. Свидетельством такого кризиса являются различные мутирующие творческие продукты, призванные завоевать сознание человека. Они наполовину состоят из творческой идеи, а наполовину — из логической задачи. Ужасное соединение порождает иногда и вовсе уродливые формы.

Например, многие умельцы до сих пор отчаянно пытаются создать правдоподобную картину существования инопланетян. Если раньше для такого обмана хватало тарелки и видеокамеры, то сегодня такими устаревшими атрибутами уже не удивишь. Звуковое и визуальное сопровождение — вот новая ниша, созданная и заполненная искусственно. Вокруг нас существует столько звуков — от скрипящих дверей до шумящей воды, которые при определенной программной обработке буквально становятся внеземными. Всего пару щелчков мыши на звуковом редакторе, подключенном к различным модулям, — и звук кухонного миксера превращается в шум летящего корабля, а скрежет металла — в вибрации преисподней.

Рекламная сфера замыкает такие фантазии, используя их в качестве орудия распространения информации. Истинное творчество обманывает искренне, освобождая человека от лишней информации, а мутирующее беспардонно и без предупреждения заставляет поверить в пустую иллюзию.

Мутация в природе — неотъемлемая часть эволюции: в ней все органично умирает и все органично рождается. Что родится под гнетом цифрового искусства — покажет время. Остается надеяться, что творчество в такой среде останется творчеством, не подменив собой реальную жизнь в целях овладения информацией.

Обновлено 22.07.2012
Статья размещена на сайте 10.07.2012

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Новые технологии позволяют создавать чудеса в области звука, видео, и даже строительства не только. в любой сфере новые технологии позволяют творить чудеса. А со временем эти чудеса становятся обыденными.

    Тщательный подход в области цифровых технологий расширяет человеческие способности, но и отдаляет его от реального, живого мира. что значит "тщательный подход"? речь идет не о расширении человеческих способностей, а о расширении человеческих возможностей. навряд ли использование современных цифровых технологий способно отдалить человека от реальности, особенно, если речь идет о творчестве или работе (что тоже может быть творческим процессом).

    Границы между технологичным и духовным миром усиливаются очень стремительно в таких условиях, развиваясь параллельно друг другу. границы развиваются или миры? ))) технологическое оснащение не способно нивелировать духовность человека, если она у него есть (а если нет, то и нивелировать нечего).

    Тонкость мира всегда существует в легком соприкосновении с обычным миросозерцанием. Уязвить это соприкосновение – задача творца. Расшифруйте, а?

    творческая задача подвергается трудным испытаниям в век иного тонкого мира – Интернета. не знаю, не знаю. почему бы не рассматривать Интернет и иже с ним как дополнительный творческий полигон или инструмент? А порой даже и стимул? например, ранее режиссеры и подумать не могли о создании неких фантастических персонажей без использования декораций и создания монстров 2вручную", что сказывалось на продукте. искусственность была видна невооруженным взглядом. В эпоху "цифры" мы порой даже не в силах отличить компьютерных существ от живых, это расширяет горизонты фантазии создателей кино, например.

    В «цифровых» условиях перемешиваются приоритеты, задачи, мотивы, а главное, спросы и предложения.
    Мне кажется, вы не отделяете мух от котлет. Новое ПО позволяет творить без лишних временных и технических затрат. Другой вопрос: будет ли в продукте творчества душа создателя? Но это вопрос вечный, в истиных шедеврах она присутствует всегда, не смотря на то, как они были созданы. опять же: не все шедевры признаются таковыми сразу, порой проходят десятилетия.

    Звуковое и визуальное сопровождение – вот новая ниша, созданная и заполненная искусственно. очень советую ознакомиться с историей спецэффектов, чтобы не писать глупости)))

    Всего пару щелчков мыши на звуковом редакторе, подключенном к различным модулям, – и звук кухонного миксера превращается в шум летящего корабля, а скрежет металла – в вибрации преисподней. Всего пара вопросов: 1. что там к чему подключено? и 2. что в этом плохого для такого направления творчества, как кинематография?

    Истинное творчество обманывает искренне, освобождая человека от лишней информации, а мутирующее беспардонно и без предупреждения заставляет поверить в пустую иллюзию. творчество не может быть неискренним, это всего лишь процесс. и реклама может быть красива и шедевральна, но верить ей или нет -личное дело каждого. Иногда ей можно просто наслаждаться, настолько она бывает красива.

    Мутация в природе – неотъемлемая часть эволюции: в ней все органично умирает и все органично рождается. в эволюции или в мутации?

    Что родится под гнетом цифрового искусства – покажет время. Остается надеяться, что творчество в такой среде останется творчеством, не подменив собой реальную жизнь в целях овладения информацией. не покидает ощущение, что статья -набор слов, красиво сложенных в лишенные смысла предложения. Что автор сказать -то хотел?

    Не оцениваю статью, ибо тема интересная, а вот стиль изложения -увы и ах.

    • Люба Мельник Бывший модератор 23 июля 2012 в 21:57 отредактирован 23 июля 2012 в 22:03

      Екатерина Полякова, да!
      "Новые технологии позволяют создавать чудеса в области звука, видео, и даже строительства. Тщательный подход в области цифровых технологий расширяет человеческие способности, но и отдаляет его от реального, живого мира. Границы между технологичным и духовным миром усиливаются очень стремительно в таких условиях, развиваясь параллельно друг другу. Фантастические фильмы про будущее, снятые десятки лет назад, в новом переосмыслении действительно становятся правдивыми."
      Мне вообще показалось, что это не на русском языке.
      Тщательный подход расширяет способности, но и отдаляет ЕГО (?) (кого его?) от мира.
      Границы усиливаются стремительно, развиваясь параллельно друг другу. Параллельные границы? Развиваясь параллельно ДРУГ ДРУГУ? Границы развиваются параллельно друг другу? Исусе Христе...
      фильмы становятся ПРАВДИВЫМИ в НОВОМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ??? Стесняюсь спросить: значит, было и старое? Сначала осмысление, потом переосмысление - примем его как старое, и лишь потом - новое переосмысление...
      Ахти, девицы, как сложно-то!
      читать дальше →

    • Екатерина Полякова,

      если не уловили с первого раза - разъясняю подробно:

      1. Тщательный подход в области цифровых технологий расширяет человеческие способности (исключительно способности в плане информационного анализа: разнородность информации расширяет человеческие способности в плане его аналитических действий, т.е. цифровые технологии способствуют усвоению знаний)

      2. Границы между технологичным и духовным миром усиливаются очень стремительно в таких условиях, развиваясь параллельно друг другу (в условиях приоритета логического над иррациональным, цифрового над несистемным, активизируется логическое полушарие мозга, а эмоциональное, т. е. духовное деградирует, поэтому Ваш тезис о том, что "технологическое оснащение не способно нивелировать духовность человека" - не правилен.

      Технологическое оснащение затмевает духовные приоритеты, и вследствие этого человечество стремиться не к природе, а к цивилизации, не к душе, а к искусственному, не к сентиментальному, а к материальному. Данные приоритеты развиты в технологичном мире. В провинции, таким образом, развиты иные приоритеты, черты.

      3. Тонкость мира всегда существует в легком соприкосновении с обычным миросозерцанием. Уязвить это соприкосновение – задача творца (то, что вы наблюдаете вокруг как повседневность (магазины, мусорка, карандаш, машины и т. д.) таким на самом деле не является, ваше объективированное представление о повседневности - вот причина вашей неспособности посмотреть на обыденность иначе. Настоящий творческий человек уязвляет тонкие черты повседневных вещей, отображает девственность мира в уникальном образе.

      4. Творческая задача подвергается трудным испытаниям в век иного тонкого мира – Интернета (по той причине, что Интернет является сжатым слепком нашего реального мира, и бороться в условиях его также трудно как и в условиях реального мира, только при этом Интернет требует ещё и дополнительных способностей (внутренней перестройки, самоконтроля, четкоть в плане выражения мыслей). Тонкий мир Интернета, я считаю, заключается в его динамичном и изменчивом движении. Быть в курсе всего нового - нелегкая задача. Легче, я думаю, не знать ничего.

      5. В «цифровых» условиях перемешиваются приоритеты, задачи, мотивы, а главное, спросы и предложения (вот этот пункт, кстати, самый важный: 90 % рекламы работает по принципу удовлетворить заказчика, т.е удовлетворить объективный, повседневный мир, о котором я говорил выше. Задача же творца, творческого человека - не удовлетворить объективный мир, а уязвить в нём неповторимые, новые качества. "Цифровые условия" в данном случае я употребил в качестве площадки, на которой все это происходит.

      6. Звуковое и визуальное сопровождение – вот новая ниша, созданная и заполненная искусственно (ЕЩЕ РАЗ НАПОМНЮ, Я ГОВОРЮ ОБ "ЦИФРОВЫХ ОРУДИЯХ", КОТОРЫЕ ИЗВРАЩАЮТ СУТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Я думаю, не имеет смысла отрицать, что в наш век даже самая бездарная и бездуховная "личность" становится за счет цифровых аранжировок и эффектов, якобы, творческим человеком. Во здесь важен фильтр, чтобы в Интернете не было таких вот "творческих продуктов". Про суть звукового и видео создания говорить мне надо, - сам на практике боле 5 лет занимался: знание ПК и логическое мышление - самое основное в данном случае.

      7. Всего пару щелчков мыши на звуковом редакторе, подключенном к различным модулям, – и звук кухонного миксера превращается в шум летящего корабля, а скрежет металла – в вибрации преисподней (ничто ни к чем не подключено -- достаточно ПК и программы "Sound Forge" с дополнительными VST-прогами, ну и конечно, микрофон или диктофон, чтобы записать необходимый звук.

      8. Истинное творчество обманывает искренне, освобождая человека от лишней информации, а мутирующее беспардонно и без предупреждения заставляет поверить в пустую иллюзию (творчесвто обязано быть искренним, потому что исходит оно из внутреннего переживания человека ВСЕГДА и ВО ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЯХ)

      9. Мутация в природе – неотъемлемая часть эволюции: в ней все органично умирает и все органично рождается (в природе , а также в искусстве все органично умирает и все органично рождается)

      10. Что родится под гнетом цифрового искусства – покажет время. Остается надеяться, что творчество в такой среде останется творчеством, не подменив собой реальную жизнь в целях овладения информацией (остаётся надеяться, что творчество будет менять мир, а не его его удовлетворять).

      П.с. Не всегда на все вопросы есть ответы. Разница между чистым творчеством и уродливым творчеством в том, что чистое творчество подтверждает имманентную чистоту духа человека, созерцателя, а мутирующее -- удовлетворяет его логические стереотипы.

      Оценка статьи: 5

      • Виктор Никитенко,
        1/ мы про творчество, али вообще?
        2. эмоциональное, т. е. духовное это не равнозначные понятия. Эмоциональное, т.ею относящееся к эмоциям. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. Духовность — это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных Божественных принципов в человеке. как вы увязали их в один узел -неясно)))

        Технологическое оснащение затмевает духовные приоритеты, и вследствие этого человечество стремиться не к природе, а к цивилизации, не к душе, а к искусственному, не к сентиментальному, а к материальному. т.е. нглубоко верующие, т.е. духовно богатые люди не должны пользоваться компьютером? )))

        В провинции, таким образом, развиты иные приоритеты, черты.
        давно ли барин в провинции бывал? в глухой деревне, например?

        3. Пытаюсь понять. Уязвить это соприкосновение – задача творца (то, что вы наблюдаете вокруг как повседневность (магазины, мусорка, карандаш, машины и т. д.) таким на самом деле не является, ваше объективированное представление о повседневности - вот причина вашей неспособности посмотреть на обыденность иначе. прочла 5 раз, не уловила сути. Попроще скажите)))

        4. Интернет является сжатым слепком нашего реального мира да ну? ))) Интернет требует ещё и дополнительных способностей (внутренней перестройки, самоконтроля, четкоть в плане выражения мыслей) вот-вот ;)

        5. Задача же творца, творческого человека - не удовлетворить объективный мир, а уязвить в нём неповторимые, новые качества простите, а что вы понимаете под словом "уязвить"? И как я могу уязвить такое новое качество современного мира, как гипермобильность?

        6. Я ГОВОРЮ ОБ "ЦИФРОВЫХ ОРУДИЯХ", КОТОРЫЕ ИЗВРАЩАЮТ СУТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1. напомню правило употребления предлогов: предлог об пишется, если следующее слова начинается с гласного звука. 2. извратить мсуть можно неверным толкованием, а не использованием инструментов, которые кому-то кажутся неверными. Во здесь важен фильтр, чтобы в Интернете не было таких вот "творческих продуктов". ваша статья -тоже творческий продукт, созданый путем цифровых технологий. И мое мнение, что это не качественный продукт. что делать будем? знание ПК и логическое мышление - самое основное в данном случае. как исполнителя -да, как творца -нет. это я вам тоже как человек, не один год занятый в теле- и киноиндустрии, говорю.

        7. редактор, подключенный к модулям... проще надо быть в выражении мыслей)))

        8. творчество не обманывает, тем более -искренне. нельзя искренне обмануть. можно искренне заблуждаться. творчество -это процесс, процесс обмануть не может. на то должна быть воля обманывающего, но не процесса.

        9. причем тут мутация???

        10. Остается надеяться, что творчество в такой среде останется творчеством, не подменив собой реальную жизнь в целях овладения информацией (остаётся надеяться, что творчество будет менять мир, а не его его удовлетворять). Творчество как процесс не призвано менять мир, его меняют люди, создавая шедевры искусства посредством творчества.

        чистое творчество подтверждает имманентную чистоту духа человека, созерцателя, а мутирующее -- удовлетворяет его логические стереотипы.
        -не изобретайте велосипед. под чистым творчеством вы понимаете искусство, судя по всему.

        • Екатерина Полякова,

          1. Эмоциональная область - это экзистенциальное переживание, которое относится к духовным проявлениям человека: стремление, мечты и т. д. Духовная основа является изначальным источником эмоциональной деятельности человека, отправным катализатором его эмоционального сопричастия с миром.


          2. Зачем опять меня сбивать с толку? Каждый свободен в выборе "орудий труда". Я думаю, истинным верующим, духовно-богатым компьютер просто был бы не нужен, потому что источник вечной информации они бы искали в Боге.

          3. ----

          4. ----

          5. Уязвить - это возбудить, возродить, спровоцировать.

          Можно ли уязвить гипермобильные черты этого мира? По-моему вы их каждый день возбуждаете. Разве не так?

          6.

          10. Ваш тезис "Творчество как процесс не призвано менять мир, его меняют люди, создавая шедевры искусства посредством творчества" - несвязанный бред, потому что без творческой культуры нельзя понять этот мир, а тем более его изменить.

          Искусство - это очень широкое понятие, поэтому я подхожу к нему осторожно.

          К данной статье подойдет фраза "цифровая культура в рамках творческого процесса".

          Оценка статьи: 5

  • Не уловил смысл статьи.

    • Максим Блау, ))) я тоже - с первого раза. Второй раз читать страшно((

      • Люба Мельник,

        правда всегда страшна...

        Оценка статьи: 5

        • Виктор Никитенко, уж простите, навеяло:
          читать дальше →

    • Виктор Никитенко Виктор Никитенко Профессионал 23 июля 2012 в 11:36 отредактирован 12 августа 2012 в 22:42

      Максим Блау, смысл статьи - понять, что есть творчество в наш век, а что - нет.

      Ответ: всё вокруг является результатом творческой деятельности человека не подходит, потому что творчество в данной статье подразумевает иной смысл - духовное единство человека с его творческим продуктом.

      Оценка статьи: 5

      • Виктор Никитенко, вы путаете понятия "искусство" и творчество"

        • Екатерина Полякова, настоящее искусство и настоящее творчество нельзя попутать. Это две части одного целого и не могут сравниваться.

          Оценка статьи: 5

          • Виктор Никитенко, а кто сравнил? вы смешали эти понятия в кучу иназвали все это творчеством. меж тем, в науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

            Т.е. логически следует вывод: всякое искусство является результатом творчества, но не всякий результат творчества есть искусство.

            Когда вы пишете: "творчество в данной статьи подразумевает иной смысл - духовное единство человека с его творческим продуктом." Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

            В статье вы, если я верно поняла ваш последний комментарий, противопоставляете использование цифровых технологий искусству, что в корне неверно. Цифровые технологии -лишь инструмент для творчества и с их помощью можно создать произведение искусства.

            • Екатерина Полякова,
              еще раз, настоящее творчество и настоящее искусство...

              Почитайте книгу Бердяева "Смысл творчества" - и вы все поймете.

              Оценка статьи: 5

              • Виктор Никитенко, еще раз: творчество = процесс, искусство -выдающийся результат творчества. бердяева мало читать, его еще осмыслить надо и понять

                • Виктор Никитенко Виктор Никитенко Профессионал 23 июля 2012 в 21:36 отредактирован 12 августа 2012 в 22:44

                  Екатерина Полякова,

                  а где в статье я пишу об искусстве??
                  По-моему, вы целенаправленно пытаетесь сбить меня с толку.

                  Творчество - это, конечно, процесс, и не всякий процесс является творчеством.

                  По определению Бердяева, творчество - это духовный акт человека, прорыв человека в иные измерения.

                  А вы говорите про уникальную деятельность человека.
                  Мало уникальности, надо еще и духовной реализации, отдачи.


                  Чтобы понять Бердяева, надо сначала прочитать...

                  Поэтому мои тезисы вполне оправдано заключают в себе противопоставления "цифры" и "духа".

                  Оценка статьи: 5

                  • Виктор Никитенко, а где в статье я пишу об искусстве?? вы подменили понятие "искусство" понятием "творчество".

                    не всякий прлцес является творчество.
                    Мало уникальность, надо еще и духовной реализации, отдачи
                    Чтобы понять Бердяева, надо сначала прочитать...
                    я в общем-то не удивляюсь, почему многие не поняли вашей статьи. С русским языком у вас явные нелады, при том, что словарный запас вроде не мал, но пользоваться вы им не умеете.

  • Творчество во все времена остается Творчеством с большой буквы. И неважно какой результат мы получаем, даже если ценность является субъективной.

    Оценка статьи: 3

    • Владимир Морозов, творчество мутирует. ТО, что, например, кажется творческим результатом, на деле получается совершенно другим.

      Например, рерайт статьи - это творческий процесс? Пережевывание статьи в целях получения тоже самого, только другими словами. Это творческий материал?? Нет, это не творческий материал, потому что цель этого материла совершенна иная.

      Много, очень много фактов, доказывающих, что творческая суть человека умерла в наш цифровой век.

      Нет, ну конечно можно наивно думать, что Творчество всегда останется творчеством. Но я говорю о тенденции.

      Оценка статьи: 5

      • Виктор Никитенко, Много, очень много фактов, доказывающих, что творческая суть человека умерла в наш цифровой век. обоснуйте.

        можно наивно думать, что Творчество всегда останется творчеством. Но я говорю о тенденции. о какой тенденции вы говорите?

        • Екатерина Полякова, по моему пример о рерайте статьи все обосновал.

          Или вам объяснить, что такое рерайт статьи (мартышкина работа)...

          Оценка статьи: 5

          • Виктор Никитенко, вы ставите телегу впереди лошади. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. рерайт -это не творчество, к чему вы его привели в качестве примера?

            • "к чему вы его привели в качестве примера?"

              Я ПРИВЕЛ ЕГО В ПРИМЕР В КАЧЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТА ПСЕВДОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЯЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ!!!

              Оценка статьи: 5

              • Виктор Никитенко, советую ознакомиться с замечательным произведением Д. Свифта "Приключения Гулливера". Эта книга, созданная в 1727 г (!!!) описывает, как ученые в лапуте создавали свои произведения "переписывая старые книги и меняя слова местами до той степени, что смысл написанного невозможно было понять без объяснений автора".

                тогда еще и цифровых технологий не было, а вы только сейчас рерайт привели в пример. притянуто, сударь)