Михаил Груздев Грандмастер

Современный дирижабль. Какими и для чего делают современные высокотехнологичные «Цеппелины»?

Разными! Маленькими, большими и огромными; с надувной оболочкой и жесткой; с толкающими, тянущими, поворотными винтами и даже реактивными двигателями; грузовыми и пассажирскими, пилотируемыми и беспилотными, гражданскими и военными…

murat5234 Shutterstock.com

«Дирижабли — они как лазеры. Романтичны, и в покое их не оставят». Не знаю, кто и когда сказал эту фразу, но после громкой аварии германского «Гинденбурга» (6 мая 1937 года), авиаконструкторы сосредоточили усилия на создании самолётов и вертолётов. Однако в настоящее время (конец 2013 г.) интерес к дирижаблям не только возрождается, а растёт в геометрической прогрессии. Не из-за романтики. На первый план выходит экономический расчет.

«Дирижабль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата двигателем и системы управления ориентацией, благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков». Википедия.

Ключевых слов в этом определении два:

1. Аэростат, т. е. аппарат легче воздуха. Достоинство: не надо тратить топливо на создание подъёмной силы. Главный недостаток: очень низкая маневренность и трудности «парковки на земле».

2. Независимость от направления воздушных потоков. Достоинство: в отличие от воздушного шара, который летит туда, куда ветер дует, дирижабль летит туда, куда надо. Главный недостаток: очень трудно стабилизировать аппарат в воздушных потоках, поэтому управление дирижаблем сложнее, чем самолётом или вертолётом.

А для чего можно применить этот управляемый воздушный шарик в современном мире? Да… много для чего!

1. Развлечения — от банального катания туристов над городом до создания офф-шорных казино. Так, например, в РФ создавать казино на земле (кроме особых игровых зон) нельзя, а на воде или в воздухе — пожалуйста.

2. Реклама. Яркие надписи и огромные «реплики» рекламируемых предметов — уже вчерашний день в современном дирижаблестроении.

3. Компенсация подъёмной силы, гибрид дирижабля и самолёта. Этакий самолётик с надутыми крыльями. Такое транспортное средство тратит гораздо меньше топлива, чем «классический» самолёт.

4. Наблюдение за большими территориями и воздушным пространством, в том числе и в военных целях. Аппарат может надолго, автономно, не требуя горючего, висеть в воздухе или двигаться потихоньку в нужном направлении. Приборы наблюдения размещаются чаще всего в гондоле, но есть вариант «обвесить» ими бока баллона, а радиоантенну, например, для нужд противовоздушной обороны или высотного радара, даже поместить внутри надуваемого баллона. Кстати, по такой же конструктивной схеме делают и передвижные летающие радиопередатчики.

5. Перевозка больших негабаритных грузов, особенно в малонаселённых областях с неразвитой дорожной инфраструктурой. Слова почти 80-летней давности: «…В мире существует по крайней мере одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населённый пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полётов дирижаблей».

Слова эти сказаны в 1935 г. конструктором дирижаблей Умберто Нобиле. 80 лет прошло, а ничего не изменилось. Может быть, потому, что пока не использовали дирижабли и надо начинать хотя бы сейчас? Тем более что ученые выяснили, что на разных высотах потоки воздуха практически постоянны и дуют в различных направлениях, иногда даже в противоположных. Если сделать карту этих потоков на предполагаемом маршруте, то достаточно выбрать нужную высоту, и «высотный ветер» сам доставит аэростат в нужную точку. Топливо при этом потребуется лишь при наборе высоты, снижении и других манёврах.

Кризис 2008—2009 гг. и резкий подъём цен на топливо подхлестнули транспортное дирижаблестроение. Проекты дирижаблестроения финансируют практически все развитые страны мира. Так, в настоящее время в США проходит испытательные полёты (для получения сертификата лётной годности) транспортная платформа Aeroscraft, производства фирмы Aeros Corporation, наполненная гелием. Платформа предназначена для транспортировки негабаритных грузов массой до 66 тонн. 25% проекта финансирует NASA, видимо, предполагается использовать данную технику в американской космической индустрии. Параллельно готовится к испытаниям грузовая платформа для перевозки 500 тонн груза (финансируется Пентагоном).

В России на аэросалонах Макс с 2005 г. показывают 10-местный дирижабль Au-10, производства «НПО Авгуръ-РосАэроСистемы». Этот дирижабль уже готов к серийному выпуску, и планируется задействовать его на инфраструктурных проектах Сибири и Дальнего Востока.

6. «Стратосферные спутники». Известно, что на высоте 20−22 км воздушный поток относительно невелик и имеет постоянное направление — против вращения Земли. В таких условиях можно легко «подвесить» летательный аппарат в одной геостационарной точке, постоянной относительно поверхности планеты. Дирижабль в этом случае выполняет роль низковисящего спутника, запустить который гораздо легче и дешевле, чем космический аппарат. Питание аппаратуры, размещённой внутри, осуществляется от солнечных батарей, размещённых на «крыше» баллона с газом.

7. «Трамплин» для прыжка в космос. Самое что ни на есть современное использование огромных дирижабельных платформ. Дело в том, что космическая ракета тратит до 90% топлива при преодолении самых нижних слоёв атмосферы. Именно поэтому выгодно строить космодромы ближе к экватору: планета сплюснута у полюсов и топлива для запуска из высоких широт требуется гораздо больше. Выход: поднять платформу для запуска в стратосферу как можно дальше от поверхности. Всё просто: загрузили на верхнюю площадку ракету, накачали оболочку, подняли платформу, запустили ракету, опустили. Подобные проекты сегодня приоритетны во многих странах мира, не имеющих своих космодромов.

Вывод: время дирижаблей ещё не прошло. Оно просто пришло!

Обновлено 8.05.2017
Статья размещена на сайте 31.10.2013

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 17 марта 2014 в 17:30 отредактирован 17 марта 2014 в 17:30

    "Уникальный дирижабль для транспортировки людей и грузов создают в России, сообщает ИТАР-ТАСС.

    В настоящий момент проект дирижабля с жестким корпусом "Атлант", отличающегося высокой грузоподъемностью и большой дальностью полета, находится в разработке. По имеющимся данным, запланировано производство двух версий дирижабля грузоподъемностью 16 и 60 тонн. Их дальность полета будет составлять от двух до четырех тысяч километров. При этом летательный аппарат может быт использован как в гражданской, так и в военной авиации, уверены разработчики.

    Отличие "Атланта" от других дирижаблей - использование жесткого корпуса, что обеспечивает надежную круглогодичную эксплуатацию без использования ангаров",- заявил коммерческий директор предприятия, занимающегося разработкой дирижабля."

    Российская газета от 17.03.2014.

  • Хотелось бы понять, почему с 35 года дирижабли мало используются? Ведь есть экономические обоснования их не-/эффективности?

    Может, проблема в том, что для швартовки дирижаблю мало площадки, очищенной от леса? Нужны мачты, заправщики и т.п.?

    Оценка статьи: 5

  • Габариты дирижаблей вызывают оторопь. Я бы объявил номинацию для наград " Самая максимальная грузоподъмность ЛА при минимальной скорости". Дирижабли не участвуют. По моему, вертолёт значительно энергозатратнее по сравнению с самолётом, поэтому час его полёта дороже самолётного.
    Почему заглохла программа экранолётов? У меня есть эскиз ЛА на экранирующем эффекте на одного пилота, который находится в гондоле, расположенной ...в центре противовращающихся широколопастных винтов, а направление полёта пилот назначает смещением тела. Высота полёта в пределах экранирующего эффекта, предназначен для охотников и смотрителей газо-нефтепроводов.

    • "Габариты дирижаблей вызывают оторопь."

      Сергей Дмитриев, есть и совсем крошечные дирижабли, особенно "надувные крылья" для гибридных ЛА, гибридов самолёта и дирижабля.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 2 ноября 2013 в 23:27 отредактирован 2 ноября 2013 в 23:27

        Михаил Груздев, надувные крылья это шаг в правильном направлении. Слышал, что топливо самолёта размещают и в крыльях.Но из ограниченного объёма полостей крыльев ПС "от Архимеда" вряд ли будет существенной.

        Недавно я побывал на шоу радиоуправляемых моделей самолётов. Средний размах крыльев ок 1,5 м и длина около того. Меня удивила и поразила абсолютная симметрия обюдовыпуклого профиля крыльев у всех моделей. Я даже снимал фото с коленок. Повторю, заманчиво найти большую ПС при мини-скорости самолёта, пусть это будет биплан или ещё что-то.

  • Действительно при современных материалах и технологиях дирижабли становятся весьма перспективным направлением.

    Оценка статьи: 5