В отличие от обычных реактивных самолётов, «Конкорд» разгонялся до 2300 км/ч и мог, вылетая из Лондона, прибыть в Нью-Йорк через три часа. У пассажиров случались такие необычные вещи: вылетали они в 9 часов утра, а выходя из самолета, обнаруживали, что в Нью-Йорке только 7 часов утра.
Сверхзвуковая машина использовала незагруженное воздушное расстояние на приличных высотах — 18 км, это позволяло совершать полёты вне воздушных трасс.
Конструкция самолёта очень необычная: треугольные крылья, длинный «нос» (характерный для сверхзвуковых машин). Наверное, единственный соперник «Конкорда» — известный Ту-144. Он был разработан на год раньше и немного отличался в конструкции. К примеру, Ту-144 позволял вместить около 150 человек, а «Конкорд» только 100. Но европейский самолёт мог летать на более дальние расстояния, чем наш.
Ту-144 эксплуатировался всего два года, успев попасть в катастрофу на испытательном полёте. В дальнейшем эти самолёты использовались только для установки мировых рекордов. На этом мы оставим первый сверхзвуковой лайнер (к счастью, он не единственный) и снова перейдём к «Конкорду». Во время руления, взлета и посадки носовая часть «Конкорда» могла опускаться для увеличения видимости, но сам полёт проходил всегда с «поднятым» носом, в его нормальном положении.
Конечно, существовали и проблемы. Наверное, самая яркая — это цена билетов. Позволить себе полёт на таком лайнере мог далеко не каждый.
Во время разработки проекта, в 1960-е годы, многие мировые авиакомпании предварительно заказали по несколько сверхзвуковых самолетов, так как считали, что это будущее мировых пассажирских авиаперевозок. Но в итоге из 16 авиакомпаний только две купили самолёты в 1973 году. На это повлияли многие факторы: и поднимающиеся цены на топливо (а «Конкорд» затрачивал очень много топлива), и конкуренция с Боингом 747 (который появился примерно в это же время, двухпалубный самолет), и цена разрабатываемого лайнера, которая постепенно росла.
24 года самолёты летали без каких-либо серьёзных происшествий. Репутация «Конкорда» и обслуживания пассажиров была замечательная. Но 25 июля 2000 года случилась ужасная катастрофа. «Конкорд» взлетел и, даже не успев набрать высоту, загорелся и упал на отель неподалеку от аэропорта. Причиною всему была небольшая деталь обшивки двигателя другого самолёта, который взлетел перед «Конкордом». Колесо задело эту деталь, повредились топливные баки, возник пожар. Тогда в катастрофе погибло 109 человек (и 4 человека, которые находились в отеле).
Этот случай существенно повлиял на репутацию сверхзвукового лайнера, хотя, собственно говоря, причина была далеко не в конструкции «Конкорда».
10 апреля 2003 года компания объявила о решении прекратить эксплуатацию «Конкордов». В основном это случилось из-за цен на топливо. Легендарный лайнер был невыгоден. И 26 ноября этого же года состоялся последний полёт.
Сейчас существуют проекты гиперзвуковых пассажирских лайнеров, которые бы позволяли летать выше и быстрее и использовать водородное топливо. Интересно, когда такие самолеты появятся. Быть может, очень скоро?
Прилагаю фото "продвинутой" схемы, которая не допускает заморочек с наклоном кабины для улучшения ОБЗОРА, а не видимости,как не точно написано в статье.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, действительно, это очень удобно.
Сейчас посмотрела в интернете ещё схемы подобных самолетов. Уже есть проекты двухпалубных лайнеров. На самом деле, очень интересная тема в области авиации, связанная с такой схемой, о которой Вы написали!
0 Ответить
Дарья Сахарова, 2-х палубные лайнеры мне не по нутрЮ и вобще через чур многоместные из-за риска катастрофы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, согласна, боинг 747, хоть и вместимый самолет, но репутация у него не очень завидная. К примеру, катастрофа, произошедшая на острове Тенерифе. Тогда два таких боинга столкнулись на ВПП, погибло около 580-ти человек.
Но есть другой двухпалубный лайнер - А380. Он появился в 2005 году и пока ни одной катастрофы с ним не произошло (будем надеяться, что и не произойдет). Был только один случай в 2010-м, когда один из двигателей разрушился. Но экипаж сумел посадить самолет, никто не пострадал.
0 Ответить
Дарья Сахарова, пока держится без происшествий ИЛ-96.
Мне попадался здесь длинный и печальный перечень катастроф Ту-104 и не только с описанием причин.
А. Тврдвскй где-то написал:"Я вовсе не лёгкость ту, с которой скачут с Ту на Ту". М/б это и не совсем в стрОку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, в фильме "Ещё раз про любовь" героиня Дорониной погибла в самолете Ту-104.
В самом деле, печальная и грустная история Ту-104. Зато истинно мировая популярность была у этого самолета! И не только в этом фильме, в других (некоторых) картинах тоже присутствовал этот лайнер.
Все-таки он первый, именно благодаря ему начали "появляться" Ту-124, Ту-134 и т.д.
0 Ответить
Оч хорошая, даже рафинированная подача сложной темы. т.Норкин обеспокоен,небось, появлением конкурента?
Опускающийся носик Конкорда напомнил мне о самодельной идее самолёта по схеме тандем. Согласно ТЗ фюзеляж остаётся в гор.положении при взлёте, полёте и приземлении. Такая схема известна давно, но о реализации не приходилось читать. Такая схема располагает разместить два двигателя по главной оси спереди и сзади под и над фюзеляжем. Это облегчает полёт при отказе одного из двигателей, а также уменьшает размах крыльев.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Сейчас существуют проекты гиперзвуковых пассажирских лайнеров, которые бы позволяли летать выше и быстрее и использовать водородное топливо." Трагедия аэростата Цеппелина ничему не научила?
0 Ответить
Игорь Ч, надеюсь, разработчики учитывают все катастрофы, случившиеся ранее, и знают, как лучше хранить водород, чтобы лайнер не воспламенился при какой-либо внештатной ситуации, не произошло утечки газа.
Насчет Гинденбурга:
Создатели чуда техники не применили при его разработке невоспламеняющийся гелий
0 Ответить