Анатолий Пастухов Грандмастер

Бывают ли круглые корабли?

Мы привыкли к тому, что любой речной или морской корабль должен быть вытянутым в длину — с носом и кормой, не слишком широким и обязательно с приличной осадкой, чтобы хорошо держаться на плаву. Однако история кораблей знает пример, когда вполне удачно применялись корпуса круглой формы.

Н.П. Красовский, «Прибытие поповки «Новгород» в Севастополь», 1873 г Фото: ru.wikipedia.org

Это так называемые поповки — корабли для несения береговой службы. По своему типу — броненосцы, класс — мониторы. Поповки — изобретение чисто русское, вызвавшее удивление на Западе тем, что вопреки всем сомнениям корабли круглой формы тоже могут плавать и маневрировать. И к тому же еще вести огонь из орудий по неприятельским кораблям.

Появление поповок — мера вынужденная. Дело в том, что для защиты мелководного Азовского моря не годились обычные военные корабли. Такая же проблема имелась и с защитой Днепровско-Бугского лимана. Требовались корабли с малой осадкой и достаточно мощными орудиями. Все конструкции обычных кораблей двум этим требованиям не отвечали. При малой осадке корабль удлиненной формы при залповом выстреле из орудий мог лечь на бок. Кроме того, на сравнительно узком корабле довольно сложно было применить мощную броню и мощные орудия.

Модель корабля
Модель корабля
Фото: ru.wikipedia.org

За решение проблемы взялся адмирал А. Попов. Он привлек талантливых конструкторов, известных тем, что они готовы были рисковать в случае неудачи своей головой. С 1871 по 1875 годы в России были построены для Черноморского флота два уникальных в своем роде корабля броненосца. Их сначала назвали «Новгород» и «Киев», но чаще в просторечье называли поповками.

По своей сути это были хорошо бронированные батареи на плаву, способные проплыть там, где обычные корабли проплыть не могли. Каждый броненосец вместе с орудиями весил 2700 тонн, был диаметром в 33 метра, но при этом имел осадку лишь 3 метра 76 сантиметров. Это позволяло броненосцам подходить к берегу почти вплотную и хорошо маскироваться там подручными средствами. Ширина кораблей отлично позволяла установить на них 11−12-дюймовые орудия. Фактически корабли представляли собой плавучие орудийные станки с орудиями очень большого для того времени калибра.

Броненосец «Новгород» на стапеле
Броненосец «Новгород» на стапеле
Фото: Источник

В части недостатков круглых в проектировании кораблей критики называли как раз их ширину, которая якобы была отличной мишенью для орудий неприятеля. Но практика показала, что при своем вооружении броненосцы «Новгород» и «Киев» не подпустят к себе близко вражеские корабли для прицельного огня. Имея по шесть винтов, броненосцы могли маневрировать даже при обстреле, уходя от возможных попаданий снарядов.

Единственный недостаток круглых кораблей — малая скорость на ходу. Но большая скорость и не требовалась, так как эти броненосцы предназначены были исключительно для береговой охраны. Большим плюсом было то, что даже при сильной волне поповки не раскачивались, что значительно повышало точность стрельбы.

Бывают ли круглые корабли?
Фото: Источник

В последующем для защиты Крыма в окрестностях Севастополя были построены так называемые сухопутные броненосцы с очень крупными орудиями, которые нанесли большой урон немцам во Второй мировой войне. Для подавления этих орудий немцы вынуждены были доставить еще более крупные орудия под Джанкой с установкой их на рельсовые железнодорожные пути.

Обновлено 5.10.2018
Статья размещена на сайте 26.09.2018

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за информацию о поповках. Мне нравятся такие проявления здравомыслия. Меня давно беспокоит устойчивость многопалубных,туристических лайнеров. Так хочется посмотреть поперечный разрез такого судна и схему его надёжной устойчивости.