Это было время грандиозного строительства, когда темпы возведения жилых домов постоянно наращивались, появлялось все больше многоэтажек и вопрос оснащения их подъемными устройствами становился все более значимым.
Хотя лифты кажутся большинству людей исключительно современными устройствами, появившимися лишь в XX столетии, это не так. История изобретения уходит корнями в древность — упоминания о лифте можно встретить еще в старинных летописях Древнего Рима и Египта, а самое первое из них можно встретить в книгах архитектора Витрувия, который, в свою очередь, ссылался на Архимеда, построившего подъемное устройство ещё в 236 году до н. э.
Лифтовые подъемники Древнего Египта были очень просты по принципу своей работы и представляли собой платформы, двигающиеся при помощи веревки, накручиваемой на барабан со специальным желобом. Подобные лифты использовались исключительно в строительство для подъема каменных блоков весом до 90 кг.
Использовались лифты и в Древнем Риме. Свыше 24 устройств для подъема львов и прочих опасных животных на арену применялись в Колизее, где каждая такая платформа приводилась в действие силами не менее восьми мужчин. Лифты Колизея имели весьма простой принцип действия: тянущаяся за тросы кабина двигалась по шкивам, а подъёмные канаты наматывались на барабан. Однако чтобы полностью восстановить вид одного из лифтов Колизея, историкам потребовалось почти 15 месяцев.
Существовали в Древнем Риме и небольшие лифты, предназначенные для доставки из кухни различных блюд.
Развитие подъемных механизмов продолжалось и в Средневековье. В тот период для подъема платформ использовалась преимущественно сила тягловых животных. Лифт был весьма дорогостоящим удовольствием, поэтому позволить себе его могли лишь высшие слои общества — монархи или дворяне. Начиная со Средних веков, лифты начали оснащаться системой грузов, позволяющих осуществлять передвижение как вверх, так и вниз.
Одним из самых знаменитых старинных лифтов является «подъемное кресло» в покоях Людовика XV в Версале, которое позволяло Его Величеству быстро добраться на верхний этаж к фаворитке. Само устройство почти не отличалось от платформ, используемых в Колизее: оно точно так же приводилось в движение силами слуг.
Тем не менее именно кресло Людовика XV считается первым пассажирским лифтом.
В России первым изобретателем пассажирских подъемных устройств был наш знаменитый Кулибин, который соорудил «подъемные кресла» для Зимнего дворца. Однако действовали они совсем по другому принципу. Работа устройства обеспечивалась при помощи винтового механизма, которое приводилось в действие паровым приводом. Сам лифт потребовался Екатерине II из-за того, что ей в силу возраста было тяжело подниматься по лестнице.
К сожалению, судьба этого, без сомнения, знакового изобретения была печальна. После смерти императрицы, его забыли и даже заложили кирпичом. Лифт Кулибина был обнаружен только в XX веке после разбора одной из декоративных стен.
Первые подъемные устройства не были безопасными, а обрыв троса мог привести к гибели находящихся там людей. В связи с этим использование лифтов для поднятия на большую высоту оказывалось невозможным. Все изменило изобретение
Благодаря своему изобретению, Отис сумел организовать собственную фирму по изготовлению лифтов. Для привлечения внимания новых покупателей он даже использовал специальный трюк. В одном из выставочных залов Нью-Йорка между двумя опорами высотой 12 метров перемещалась подъемная платформа, где находился человек с длинным мечом. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх, после чего он обрубал канат мечом. Платформа начинала падать вниз, но через метр-два автоматика с жутким скрежетом останавливала падение. Стоявший под платформой Отис кланялся публике.
Свой первый лифт компания Отиса установила в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт не был способен перевозить больше пяти человек и двигался всего со скоростью 20 см в секунду, но уже тогда это было значительным прогрессом.
В 1859 году компания «Отис» установила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт, кабина которого, словно гайка, перемещалась по огромному металлическому винту. Но подобная технология подъемных устройств оказалась слишком дорогостоящей и медленной. И уже в 1875 году лифт в отеле был заменен на другой.
Когда начали появляться первые небоскребы, Отиса уже не было в живых. Первоначально в этих огромных зданиях использовались гидравлические лифты без каната, которые поднимал наверх поршень, действующий под напором воды. Подобное устройство могло подниматься на высоту не более 20 этажей, в ином случае рядом со зданием пришлось бы выкапывать слишком глубокую шахту. Однако, несмотря на недостатки, гидравлические лифты имели и свои преимущества: по своей скорости они значительно опережали устройства Отиса.
Первый лифт, работающий на электричестве, был создан в 1880 году компанией «Сименс и Гальске».
Он был способен всего лишь за 11 секунд подняться на высоту 22 метра. В 1889 году в одном из небоскребов Нью-Йорка был использован электрический лифт компании «Отис». С этого момента вопрос подъема людей перестал сдерживать строительство высоких зданий.
В настоящее время лифт имеется практически в каждом доме высотой более пяти этажей. Помимо пассажирских лифтов, некоторые здания оснащаются еще и грузовыми, позволяющими поднимать на высокие этажи крупногабаритную мебель и другие тяжелые предметы. И хотя сегодня мы смотрим на лифт как на нечто привычное, но сразу же вспоминаем о важности этого устройства как только оно сломано.
В доме на пр.Максима Горького работал очень маленький треугольный лифт, весь отделанный кружевами кованого железа.
А в том же доме, но на Кронверскском проспекте, поставили вместо него какой-то ужас из листового железа, металлической сетки с пластмассовыми дверями.
Оценка статьи: 5
0 Ответить