Перейти к предыдущей части статьи
Изобретатель радиофугасов Бекаури Владимир Иванович родился в 1882 году в Тифлисской губернии. Закончил Техническое железнодорожное училище. Работал в Санкт-Петербурге. До 1917 года запатентовал несколько изобретений из области телефонии и железнодорожного транспорта.
После Октябрьской революции занимался изобретениями, был одним из организаторов Экспериментальной мастерской по новейшим изобретениям. В 1921 году возглавил Остехбюро. Занимался проблемами телеуправления.
Изобрел первый радиоуправляемый фугас. Первый прибор назвали БеМи, по фамилиям авторов — Бекаури и Миткевич. Увы, во времена репрессий Бекаури был арестован и расстрелян в самом начале 1938 года, посмертно реабилитирован.
Но изобретение показало себя очень полезным. Его продолжали совершенствовать другие сотрудники Остехбюро. В результате получился прибор, который назвали «Ф-10». Его вес составлял 16 кг, а аккумуляторы к нему весили еще 18 кг. Прибором можно было управлять с расстояния в несколько сот километров, и он был устойчив к работе рядом с ним посторонних радиостанций.
Первое боевое применение радиоуправляемого фугаса состоялось
Летом и осенью 1941 года в захваченных гитлеровцами городах регулярно взрывались большие и удобные здания, в которых захватчики размещали свои штабы или личный состав.
22 октября 1941 в Одессе во время большого совместного совещания румынской сигуранцы и немецкого гестапо взорвался, похоронив под своими обломками большинство участников, бывший дом Управления НКВД по Одесской области.
Уже в конце осени 1941 немцы поняли, что мощные взрывы, очевидно, не случайны, и начали тщательно искать фугасы в лучших домах захватываемых ими городов.
В Харькове был тщательно обыскан так называемый дом Косиора, в котором при советской власти жило партийное руководство города. При проверке в подвале на глубине 2 метров был обнаружен стокилограммовый фугас с часовым механизмом. В разминированный дом въехал начальник гарнизона Харькова генерал фон Браун со своим штабом. А 13 ноября в 4 часа утра дом взлетел на воздух со всеми обитателями. Сигнал на подрыв подала радиостанция Воронежа. А сам фугас был закопан там же в подвале — на глубине 5 метров под первым фугасом, который был специально закопан так, чтобы внимательные саперы его обнаружили.
О наличии у русских радиоуправляемых фугасов было доложено Гитлеру, и тот потребовал во что бы то ни стало достать этот прибор. У них долго ничего не получалось.
Уже зимой высоководный автомобильный мост через Истру был заминирован фугасом с прибором Ф-10. При этом пролетное строение моста тоже было взорвано — чтобы немцы не насторожились раньше времени. Из Германии привезли новый пролет, и по мосту пошли эшелоны. Мост был стратегически важен для обеспечения боеприпасами и горючим наступающих войск Вермахта. Но через пару дней взлетела на воздух одна из главных опор, а за ней и весь мост.
Долгое время немцам не удавалось взять в плен хоть кого-то из состава групп специального минирования. Только осенью 1942 года им повезло — к ним перебежал предатель, служивший в военизированной охране одной из групп минирования. От него немцы получили адреса минирования объектов в Краснодаре. Приборы со взрывчаткой были поставлены на неизвлекаемость, и несколько немецких саперов на них подорвалось.
Но все же гитлеровцам удалось получить экземпляр прибора Ф-10, а в 1943 году в Вермахте появился «свой» радиоуправляемый фугас. Когда началось наступление наших войск, с минированием объектов радиоуправляемыми фугасами столкнулись уже наши саперы.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...