Все празднование сопровождается мощнейшим комплексом церковных обрядов, обставленных самым торжественным образом и при всеобщем участии. Казалось бы, здесь нет места чему-то нехристианскому, языческому и тем более магическому. В отличие от той же Масленицы, с которой церковь за столетия как-то примирилась и даже сумела отчасти стереть ее языческую сущность.
Пасха же — праздник чисто христианский, без малейшей, казалось бы, языческой подоплеки. Но не так все просто. Языческие традиции и представления оказались слишком живучи, чтобы распространяющееся на Руси «сверху» христианство полностью вытеснило их из народного сознания. Так, что даже главный христианский праздник оказался окружен всевозможными «народными» обычаями, наверняка знакомыми и многим из наших современников.
Начнем… да хотя бы с подготовки.
Что мы делаем перед любым праздником? Думаю, убираем дом.
Предпасхальная уборка имеет свои особенности.
- Мести и мыть пол нужно по часовой стрелке и от углов к центру — это поможет привлечь достаток. И это совершенно естественно, это — движение по ходу Солнца, «на рост», это демонстрация жизнеутверждающего начала. Точно так же совершался в Русской православной церкви и Крестный ход до реформ XVII века.
- Второй компонент этого обычая — собственно, мусор. Который следует мести из углов к центру комнаты. А вот выносить его, наоборот, нельзя. Почему? Мусор традиционно ассоциируется с деньгами, богатством. Не вдаваясь в детали, примем это как данность. Тогда выходит, что мы не выметаем из углов, а собираем мусор. И понятно, почему его не выносят: кто же станет выбрасывать из дома богатство, пускай и символическое?
И праздничный пасхальный стол предвещает достаток на весь год.
Не забудьте умыться «чистой водой из ручья или колодца», именно так формулируется в примете. Это «смоет с вас болезни». Тут сама собой напрашивается аналогия с Крещением и символическим «смыванием грехов», и возможно, такая связь когда-то существовала. А возможно, это просто аналогия. Ведь ритуальное «очищение» существовало в различных религиях вне всякой связи с христианством. И главное, в христианстве его вообще нет. Христианское таинство Крещения — это символическое умирание и перерождение. А идея «смывания грехов» во время Крещенских купаний — перенос в христианство языческих представлений.
Ах да, на Пасхальной неделе есть еще Чистый Четверг. В который тоже «положено» вымыться и убраться в доме.
Примета попроще: чтобы стать красивее, девушке нужно умыться водой, в которую положено освященное пасхальное яйцо.
Логика проста. Во-первых, освященное яйцо в любом случае принесет лишь пользу. И во-вторых, «красный» означает «красивый», а пасхальные яйца изначально — красного цвета.
И еще. Яйцо — дохристианский символ жизни и плодородия. Что несложно соотнести с женской красотой.
Интересно, что в воду для пасхального умывания клали еще и монеты. Догадались, зачем? Конечно, чтобы разбогатеть.
Ну, а пасхальное яйцо еще и зарывали в зерно перед посевом. Только ли как христианский символ, или все же, по старой памяти, как символ плодородия? Так ведь и Христос на Пасху, умерев, возродился. Куда ни глянь, везде увидишь символы возрождения, плодородия, обновления.
Что у нас предшествует Пасхе?
Праздник Входа Господня в Иерусалим, в народной интерпретации — Вербное Воскресенье.
Существует поверье, что «поставленные в детской веточки вербы защитят ребёнка». Поверье в таком виде если и народное, то позднее. Может быть, даже современное. Просто потому, что трудно представить традиционное крестьянское жилище с отдельной детской комнатой.
Также ребенка крестили пасхальным яйцом с соответствующим наговором. От сглаза. Тоже логично: вряд ли возможно сглазить пасхальное яйцо. Значит, не удастся повредить и ребенку, защищенному при его помощи.
Как ни странно, в старину считалось, что перед Пасхой, в пасхальную ночь, особенно активизируется нечисть. Так что после Крестного хода народ даже старался не выходить из домов. Это все еще очень языческий мотив: дом — как культурное пространство, специальным образом защищенное место в мире, наполненном всевозможными сущностями. В том числе враждебными.
Казалось бы, какая связь с главным христианским праздником? Нечистая сила злится…
Отсюда недалеко и до поверья, что в ту же ночь можно увидеть умерших родичей. Правда, уже после Крестного хода и даже внутри церкви. Ведь родня — никак не враждебная человеку сила. Но всё-таки речь о мёртвых, вот и приходят они тогда же, когда и нечисть, когда приоткрывается граница между нашим и потусторонним миром.
«В рамках борьбы с нечистью» изображаются кресты на дверных косяках и оконных рамах. Это вообще замечательная смесь христианства и язычества:
- первоначально языческие кресты (солярные и сексуальные символы), давно воспринимаемые как христианские;
- символы-обереги, наносимые в местах проходов в дом — чисто языческий защитный обряд;
- в то же время кресты наносятся пасхальной свечой…
Но всякая палка — о двух концах. И «граница в потусторонний мир» ослабевает сразу и везде. Так что «врата Рая не охраняются и не закрываются». И значит, умершие на пасхальной неделе прямиком попадают в Рай.
А вот и обратная сторона.
Покойник в доме на праздник Пасхи — ну очень нехорошая примета. К смертям. Чтобы этого избежать, в руку покойному клали все то же пасхальное яйцо. А остальные яйца требовалось раздать людям. Вопрос: для чего? Без уверенности, рискну предположить: чтобы покойник «потянул за собой» не своих домочадцев…
Но хватит о мире потустороннем. Давайте о земном.
Вот, к примеру, такое поверье: чем быстрее после церковной пасхальной службы добраться домой и сесть за праздничную трапезу, тем лучше пойдут дела.
Почему? Не знаю. Возможно, чтобы не успеть «растерять благодать»?
Недалеко от этого обычай есть самим и давать детям кусочек освященного кулича — непременно натощак, перед едой. Это напоминает прием лекарства. Видимо, предполагается, что та же благодать не должна «разбавляться» другой пищей?
Еще на Пасху принято подавать милостыню. Строго говоря, это вообще христианский обычай, даже безотносительно праздников.
И понятно, что христианство — это вообще о любви и милосердии. Тем не менее есть в Писании и вполне конкретные указания, как то:
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Матф., 25)
В Евангелии от Матфея эта притча рассказывается накануне Пасхи. Вот и связь Пасхи и церковных праздников вообще с раздачей милостыни!
И праздничный стол старались накрыть максимально обильно. Насколько позволяли скромные (с учетом архаичной системы хозяйствования и природных условий) возможности, но все-таки на пасхальный стол старались подать самое лучшее.
Скрытый смысл все тот же — привлечь изобилие на весь год. Желательно еще и надеть новую одежду. Почему?
Пасха — праздник весенний, а весной начинается сельскохозяйственный год. Да, собственно праздник Новолетия — это скорее конец марта, дни весеннего равноденствия. Но это — дата астрономическая. Реально же сельскохозяйственный год начинается позже. И собственно начало весны отмечается на Красную Горку, в следующее воскресенье после Пасхи.
Пасха же оказалась созвучна традиционным представлениям о мире с его ежегодно умирающей и воскресающей природой. И стоит ли удивляться множеству связанных с этим днем нецерковных обрядов, поверий, обычаев? Давно уже не языческих, а народных…
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!