Сюжет песни о том, как некий простак вызывает на состязание «князя тьмы», или чёрта, далеко не нов. Одной из его вариаций и стал главный музыкальный хит группы The CHARLIE DANIELS BAND «The Devil Went Down to Georgia».
К моменту его выхода скрипач Чарлз Дэниел был уже хорошо известен в музыкальных кругах. Он успел сочинить песню для Элвиса Пресли и поработать сессионным музыкантом на записях Боба Дилана, Ринго Старра и Леонарда Коэна. А в 1972 году собрал собственный кантри-коллектив.
И вот во время завершения записи очередного альбома The CHARLIE DANIELS BAND внезапно обнаружилось, что в трек-листе нет ни одной песни, где бы использовалась скрипка. «Непорядок», — подумали музыканты и вернулись в студию, чтобы восполнить этот досадный пробел.
Позже Дэниелс так и не мог толком вспомнить, откуда у него появилась идея песни о состязании скрипачей. Сам он считает, что, возможно, на это подсознательно повлияло стихотворение Стивена Винсента Бенета «Горный козодой» (1925), услышанное ещё в средней школе. Речь в нем шла о конкурсе скрипачей в Атланте, где юный сирота неожиданно победил гораздо более опытного музыканта и выиграл себе новую скрипку.
Впрочем, у Дэниелса сюжет вышел откровенно фантастическим. Согласно ему, Дьявол пришёл в Джорджию в поисках новых душ и встретил на пути молодого, но самоуверенного парня Джонни, который без обиняков заявляет, что он — лучший скрипач в мире. Решив, что человек с такой гордыней — лёгкая добыча, Дьявол предложил ему устроить музыкальное состязание. По условиям сделки с Дьяволом, если юноша победит, то получит в награду скрипку из чистого золота, если же проиграет — потеряет свою душу. Как нетрудно догадаться, Джонни Дьявола победил…
Сама песня напоминала маленький спектакль. Большую часть времени певец здесь не поёт, а просто декламирует текст под бодрый стремительный ритм.
Интересно, что ударная скрипичная партия, с которой начинается песня — не изобретение Дэниелса, а интерпретация темы из композиции Вассара Клемента «Lonesome Fiddle Blues» 1975 года.
Кроме того, Дэниелс сочинил две совершенно разные скрипичные партии для Джонни и Дьявола. Если первая звучала мелодично, то вторая — визгливо и атонально. Поэтому музыкант крайне удивлялся, что нашлись слушатели, которым «дьявольское» пиликанье понравилось больше.
Чарлз Дэниелс:
— Дьявол просто пускает дым в глаза. Там нет мелодии, нет ничего. Это просто куча шума. Просто белиберда.
Так же неодобрительно Дэниелс отреагирует и на включение «The Devil Went Down to Georgia» в видеоигру «Guitar Hero III». По его мнению, сама возможность того, что Дьявол может выиграть, искажает всю суть песни.
«The Devil Went Down to Georgia» вышла на сингле в мае 1979 года, заняла 3-е место в Национальном чарте США и получила «Грэмми» в номинации «Лучшее вокальное кантри-исполнение дуэтом или группой». Тогда сингл подвергся небольшой цензуре — выражение «son of a bitch» («сукин сын») решили заменить на более мягкое «son of a gun» (в данном контексте — «прохиндей»). Правда, уже в фильме «Городской ковбой» (1980) песню можно было услышать в оригинальном варианте.
А в 1993 году Дэниелс вместе со скрипачом Марком О’Коннором выпустил сиквел своего хита под названием «The Devil Comes Back to Georgia», в котором также приняли участие Трэвис Тритт (Дьявол), Марти Стюарт (Джонни) и Джонни Кэш (рассказчик). Музыка осталась практически той же, а вот сюжет немного изменился.
Согласно ему, спустя 10 лет посрамлённый Дьявол решил взять реванш у Джонни, который к тому времени уже завёл собственную семью. Чтобы усложнить состязание, Дьявол отбирает у соперника золотую скрипку, заставляя практиковаться на старой. Хотя в тексте сиквела итоги нового поединка остаются нераскрытыми, из клипа к песне мы видим, что парень снова победил.
Песня The CHARLIE DANIELS BAND настолько популяризовала сцену скрипичной дуэли с Дьяволом, что это нашло отражение в таких известных мультсериалах, как «Футурама» и «Робоцып».
Напоследок стоит сказать, что песня «The Devil Went Down to Georgia» покорила сердца не только слушателей, но и самых разных музыкантов. Каверы на нее выходили и продолжают выходить с завидной регулярностью. Оно и понятно — тема музыкального поединка весьма благодарна для всякого рода интерпретаций. Вполне ожидаемо многие рок-группы (PRIMUS, TOY DOLLS) заменяли состязание на скрипках гитарной дуэлью.
А скрипачка Мишель Ламберт вообще сделала главным персонажем песни не Джонни, а себя любимую.
Были и откровенные пародии. Например, Травис Мэйер записал версию «The Devil Went To Jamaica» («Дьявол приходит на Ямайку»), где король ада спорит с… наркодиллером Джонни на тему, чья марихуана лучше!
В хип-хоп версии K.M.C. Kru — «The Devil Came Up to Michigan» (1991) — герои состязаются в диджейском мастерстве, а призом выступает золотой проигрыватель-вертушка.
Из последних каверов можно отметить три жёсткие рок-версии — от Leo Moracchioli, NICKELBACK и KORN. Судя по всему, все они были записаны как дань памяти Чарлзу Дэниелсу, покинувшему этот мир 6 июля 2020 года…
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...