Разбирать его деятельность сколь-то подробно я не рискну. Слишком глубокая и объемная это тема… как, впрочем, и все, что касается ВХУТЕМАСа.
Судьба этих школ схожа. Обе они оказались «неправильными» с точки зрения тех, кто оказался у власти. И обе были закрыты почти одновременно из-за несоответствия изменившейся государственной идеологии.
Но если принципы и методы советской школы на время оказались в забвении, то мастера Баухауса, вынужденные покинуть родину, продолжали работать. И их разработки были куда более доступны для всех желающих. А желающие нашлись.
Тем более, в отличие от советской школы, в Баухаусе были организованы не только учебные, но и собственные производственные мастерские и собственное архитектурное бюро, работавшие на реальный рынок. И некоторые свои проекты они успели не только разработать и показать, но и выпустить в серию.
Кое-что из разработанного в Баухаусе выпускается до сих пор в первоначальном виде и под оригинальными названиями.
Как, например, кресло «Василий». Точнее, Wassily B3 Chair. Названо оно в честь Василия Кандинского, которому это кресло, увиденное в мастерской Ханнеса Майера (преемника Гропиуса на посту директора Баухауса), понравилось настолько, что он попросил сделать для него экземпляр.
И… это легенда. Нет, возможно, оно и в самом деле особо нравилось создателю абстракционизма, но, вообще-то, такие кресла вроде бы стояли в кабинетах всех преподавателей школы. В том числе и Кандинского, работавшего в Баухаусе. Участвовавшего, кстати, и в создании ВХУТЕМАС.
Как бы то ни было, кресло «Василий» (естественно, современного изготовления) можно купить и сейчас. При желании и наличии средств, поскольку дешёвым его никак не назвать. Как и кресло «Барселона» другого знаменитого… на сей раз архитектора Миса ван дер Роэ. Кстати, считающегося автором самого первого прототипа современной пятиэтажки.
Стоит помнить, что и Баухаус, и ВХУТЕМАС — это именно производственный дизайн, ориентированный на серийное заводское изготовление. Наверное, это первое и ключевое отличие от «дизайна» предшествующих эпох, когда вещи изготавливались ремесленным способом.
Отсюда и следуют характерные черты современного дизайна.
Основными принципами были знакомые нам по архитектуре функциональность и минимализм.
В Баухаусе использовали простые фигуры: квадрат, треугольник, круг. И контрастные, без полутонов, цвета: красный, синий, желтый, белый, черный.
И если ранний Баухаус при этом бывал довольно ярким, пестрым и несколько вычурным, то позже функциональность окончательно берет верх.
Это нормально: все начинается с экспериментов, с поиска оптимальных решений, идет само формирование стиля.
Вот две работы Питера Келера:
и его же кресло 1925 года «Красный куб».
Это современный вариант, но в 1920-х он выглядел примерно так же. Согласно названию, именно красный. Во времена Баухауса эта модель серийно не выпускалась, и «реанимировали» ее уже во второй половине ХХ века.
Различия в стилистике колыбели и кресла, по-моему, заметны. Колыбель ближе к произведению авангардного искусства, чем к предмету мебели. И неспроста ведь никто не заимствовал эту идею для серийного производства. Впрочем, она и предназначалась для демонстрации на выставке и, видимо, ни для чего больше.
Суть же «настоящего», всем известного Баухауса прекрасно выражают слова третьего из директоров этой школы, все того же Миса ван дер Роэ:
Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради конкретной цели.
Ради конкретной цели. Примерно такой, минималистичный и функциональный, Баухаус мы и знаем… Причем знаем, даже если никогда о его существовании не слышали.
Вот два стула: сделанный в 1928 году в Баухасе и современный офисный стул.
А вот еще стулья Баухаус. Ничего не напоминает?
Как сказала моя сестра, взглянув на выставке «ВХУТЕМАС-100» на мебель: «О, ИКЕА!» Именно. С одним уточнением: ИКЕА — скорее не ВХУТЕМАС, а Баухаус. Но идеи в обоих школах реализовывали примерно одни. И если хотите увидеть, что разрабатывали сто лет назад в Баухаусе (да и во ВХУТЕМАСе) — взгляните на мебель ИКЕА
Хотя нет, это, кажется, ВХУТЕМАС.
Вот ИКЕА.
Не скажу, что это прямое заимствование конкретной модели. Хотя очень уж эти изделия похожи. В 1920−30-х очень любили складную, встроенную, трансформируемую мебель и охотно ее проектировали.
И мастера Баухауса и ВХУТЕМАСа — одни из главных создателей концепции современного дизайна, в том числе дизайна современной мебели.
Кресло Чарльза и Рэй Имзов. Эти супруги-дизайнеры — не германские, а американские (точнее, канадские) студенты Гропиуса.
По-моему, эти кресла и стулья конца 40-х годов подозрительно напоминают некоторые популярные сейчас модели… Только, в отличие от современных, вначале они были не пластиковыми, а фанерными.
А вот кресло, разработанное основателем Баухауса Вальтером Гропиусом.
И его современную версию вы можете, при желании, купить. Правда, и стоит оно несколько… дороговато, но каждый может набрать в поисковике «кресло Testa F51»…
Наконец, всем известный штабелируемый табурет ИКЕА.
А вот примерно так выглядел его прототип.
Иногда его приписывают мастерам Баухауса. Возможно, первоначально эта модель там и появилась. Но известен он как изобретение финского дизайнера Алвара Аалто, к Буахаусу отношения вроде бы не имевшего. Но это реализация все тех же, завоевывавших мир, концепций современного дизайна.
Наверное, достаточно о стульях. Хотя еще одно кресло мы ещё упомянем.
Естественно, дизайном мебели в Баухаусе не ограничивались.
Вот, например, дверная ручка 1923 года, состоящая из прямоугольной рукояти, насаженной на квадратный стержень, ставшая прототипом для массы всем знакомых моделей. Да и в примерно первоначальном виде она тоже выпускается по сей день.
Разработал ее уже знакомый нам Вальтер Гропиус, один из величайших архитекторов ХХ века. Кстати, десятью годами раньше спроектировавший вот эту, пренесшую ему мировую фабрику по производству обувных колодок. По сути, ставшую прототипом производственных зданий современного типа.
Вот прозрачная посуда, впервые придуманная студентом Баухауса Вильгельмом Вашенфельдом.
А здесь образцы чайных наборов с заварочными чайниками и чашками довольно знакомых форм.
Разработанные во ВХУТЕМАСе.
Вот это, кстати, не просто «восточные», но самые что ни на есть революционно-агитационные росписи, посвященные III Конгрессу Коминтерна.
Если не такие же, то похожей стилистики, были во многих наших домах.
Как видим, дизайнеры иногда занимаются не только эргономикой, но и декором. Правда, тематически и стилистически своеобразным, ну и заведомо предназначенным для промышленного изготовления.
Идем дальше. Узнаёте светильник?
Сейчас эта модель продаётся по названием «Люцетта».
Автор — ученик Александра Родченко, Абрам Дамский. Дизайном светильников он увлёкся ещё во ВХУТЕМАСе. Немало его оригинальных светильников и сейчас можно увидеть в Москве. Или точнее, под Москвой, в общем, на станциях метро, где Дамский в 50-х был главным проектировщиком освещения.
И снова Баухаус. Настенные часы Макса Билла.
И часы Марианны Брандт.
Настольные, квадратные, в стальном корпусе с циферблатом без чисел.
А вот ее же настольная лампа очень знакомого вида.
И светильники.
Разумеется, это лишь часть наследия тех, первых дизайнеров первой четверти ХХ века.
Хотя стоп! А еще одно обещанное кресло? Идея которого до сих пор используется повсеместно.
В конце 20-х, начале 30-х годов Гропиус, благодаря дружбе с сыновьями основателя автомобильной фирмы «Адлер», получает заказ на разработку дизайна кузовов. И разрабатывает, кажется, две модели. Для одной из которых — кабриолета «Адлер Стандард 8» — проектирует автомобильное сиденье с откидывающейся назад спинкой, трансформирующееся в лежанку. Насколько мне известно, впервые в мире.
А еще в Баухаусе придумали однотонные, рельефные, предназначенные под покраску обои.
И еще: в 1927 году Гропиус разрабатывает комплект модульной мебели. Впервые для:
- определенной торговой сети;
- серийного заводского производства;
- эконом-вариант в расчете на людей среднего достатка.
О качестве ее говорит то, что серия выпускалась вплоть до 1970-х годов.
И многое другое, чем мы повседневно пользуемся, среди чего и в чем живем. По сути, мастера Баухаус, ВХУТЕМАС и других национальных школ того времени создали облик современного мира. Определив направление развитие дизайна вплоть до нашего времени.
И судя по всему, еще надолго…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...