• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Марсий. За что пострадал невинный пастух?

Аполлон — сын богини плодородия Лето, бог Солнца, воплощение мужской красоты — и Зависть, Ревность, Мстительность, Жестокость. Как такое божество вместило в себя всё это? Как обнажилось скрытое под божественным обликом? Где и как это произошло? Об этом рассказал Овидий в шестой книге «Метаморфоз».

Джоване Пальма, «Аполлон и Марсий» (фрагмент) Фото: artchive.ru

Где-то на просторах Фригии пастух Марсий (пастухом работал по совместительству, на самом деле он был сатиром) бродил со своими стадами и нашел дудку, которую выбросила богиня Афина. Дудка была плодом ее творчества (что ее побудило к этому — неизвестно), но у богини — как она ни старалась — звук получался сиплым, поэтому дудка оказалась на земле.

Как пишет Павсаний в «Описании Эллады», в афинском акрополе есть картина, на которой Афина бьет Марсия: он подобрал выброшенную ею дудку. Что вызвало ее гнев — неизвестно. Но Марсий (видимо, под влиянием побоев) решил, что это очень ценная находка, начал выдувать разные звуки по нескольку часов в день (кто слышал его, кроме коров и овец — непонятно).

Через какое-то время у Марсия начало что-то получаться. И настолько хорошо, что он решился посоревноваться с Аполлоном (как можно было сравнить игру на арфе — инструменте Аполлона с игрой на дудке?).

В этом соревновании странно всё: где Марсий мог слышать Аполлона — неизвестно, как он смог его позвать на поединок — неизвестно, кто собрал судейскую колллегию — неизвестно, кто определил ее состав — неизвестно. Но, тем не менее, поединок состоялся, и судьей был царь Мидас — фригийский царь.

Френсис ван Боссье, «Аполлон сдирает шкуру с Марсия», 1670 г.
Френсис ван Боссье, «Аполлон сдирает шкуру с Марсия», 1670 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Кончился этот концерт печально: Мидас решил, что Марсий играл лучше Аполлона; обозленный донельзя Аполлон подверг победителя страшной муке — содрал с живого Марсия кожу (так проявились скрытые за красивой внешностью Зависть, Ревность, Мстительность, Жестокость).

«За что с меня ты меня же сдираешь?» —
Молвит. «Эх, правда, — кричит, — не стоило с флейтою знаться!»
Так он взывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа.

Раною стал он сплошной. Кровь льется по телу струями,
Мышцы открыты, видны; без всяких покровов трепещут
Жилы, биясь; сосчитать нутряные все части возможно,
И обнажились в груди перепонок прозрачные пленки.

Смерть Марсия погрузила в скорбь обитателей округи — крестьян, фавнов, сатиров:

Пролили слезы о нем деревенские жители, фавны —
Боги лесов, — и Олимп, знаменитый уже, и сатиры —
Братья, и нимфы, и все, кто тогда по соседним нагорьям
Пас рудоносных овец иль скотины стада круторогой

Олимп, знаменитый уже — ученик Марсия, музыкант, игравший на духовом инструменте — прототипе гобоя, прославившийся победой на одном из музыкальных состязаний.

П. В. Басин, «Марсий учит Олимпа играть на флейте», 1821 г.
П. В. Басин, «Марсий учит Олимпа играть на флейте», 1821 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Обильные слезы проникли в землю, подземные струи слились в устремленные к морю ручьи:

Залили вовсе его, а земля, увлажненная слезы
Тотчас в себя вобрала и впитала в глубинные жилы;
В воды потом превратив, на вольный их вывела воздух.
Вот он, в крутых берегах устремляясь к жадному морю,
Марсия имя хранит, из фригийских потоков светлейший.

Фригийских потоков светлейший — фригийский поток — река в Малой Азии.

Река Марсия протекала в древнем городе Келены, столице Фригии времен владычества персов…

Статья опубликована в выпуске 17.04.2021

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: