Сын же Тидея Киприду преследовал гибельной медью:
Знал, что она не из мощных божеств, не такая богиня,
Что боевыми делами людей заправляет на войнах,
Не Энио, города разносящая в прах, не Афина.
Сын же Тидея — Диомед, Киприда — Афродита, Энио — богиня жестокой, неистовой войны, спутница Ареса.
Диомед догнал богиню (видимо, она не летела, а шла через ряды бойцов):
И налетел, и ударил ей медью блестящею в руку
Слабую.
Пика рассекла кожу
Ручьем заструилась бессмертная кровь у богини, —
Влага, которая в жилах течет у богов всеблаженных…
Здесь Гомер сообщает нам сведения об анатомии богов Олимпа: у них есть — помимо частей тела — жилы, есть и кровь, чуть позже он говорит о том, что боги испытывают боль и страдают.
От боли Афродита потеряла над собой контроль: бросила сына на землю (но Эней остался жив, потому что его подхватил Аполлон и закрыл Энея от посторонних глаз черным облаком).
Диомед приказал богине уйти с поля боя (заметим: смертный приказал бессмертной)!
Удалилась она, вне себя от страданья.
В болях ужасных Ирида ее увела из сраженья,
За руку взяв.
Афродита нашла своего брата — жестокого бога войны Ареса, и просит его:
одолжить ей коней златосбруйных:
«Дай мне твоих лошадей, помоги мне, о брат дорогой мой,
Чтобы могла я достигнуть Олимпа, жилища бессмертных.
Слишком я стражду от раны, мне смертным сейчас нанесенной,
Сыном Тидея, который и с Зевсом готов бы сразиться».
(Просьба о транспорте на Олимп из уст богини, которая как бы беспрепятственно перемещается в любое место, звучит странно. Но, надо думать, Гомер нас не обманывает: так оно и было.)
Колесница Ареса доставляет Афродиту на Олимп, ее встречает Диона — мамаша раненой Афродиты, успокаивает ее, расспрашивает, кто причинил ее дочери зло.
И отвечала улыбколюбивая ей Афродита:
«Ранил меня Диомед, предводитель надменный аргосцев,
— Ранил за то, что унесть я хотела из боя Энея,
Милого сына, который всех больше мне дорог на свете».
Афродита сетует на то, что уже не люди воюют друг с другом, но люди начали воевать против богов!
Диона в качестве утешения рассказывает дочери, что и в прежние времена было противостояние смертных с бессмертными, при этом бессмертие давалось богам только в победах над людьми.
Многим из нас, на Олимпе живущим, терпеть приходилось
От земнородных людей из-за распрей взаимных друг с другом.
Много Apec претерпел, как его… сковали крепчайшею сетью.
Скован, томился тринадцать он месяцев в бочке медяной.
Верно бы так и погиб там Apec, ненасытный войною…
Если бы…не Гермес: из темницы похитил
Уж изнемогшего в тяжких цепях, ослабевшего бога.
И Гера, супруга Зевса, страдала от раны, нанесенной ей Амфитрионом (сын тиринфского царя) в правую грудь, и Аид был поражен в плечо стрелой Амфитриона.
Диона закончила успокоительную речь…
влагу бессмертную вытерла с кисти.
Тяжкая боль унялась, и мгновенно рука исцелилась.
А Зевс, как заботливый папаша, сказал Афродите:
«Дочь моя, дело совсем не твое заниматься войною.
Лучше устраивай браки, — приятное самое дело!»
Между тем Диомед пытается убить Энея:
Рвался душою
Смерти Энея предать и доспех его славный похитить.
Трижды бросался Тидид, умертвить порываясь Энея,
Трижды в блистающий щит ударял Аполлон Диомеда.
Во время четвертой атаки на Энея раздался голос с небес (это был голос Аполлона):
Голосом страшным ему загремел Аполлон дальновержец:
«В разум приди, отступи и не думай равняться с богами,
Сын Тидеев!»
И Аполлон перенес Энея в свой храм в Пергаме:
Сыну Анхиза в великом святилище том возвратили
Мощь и пригожесть Лето с Артемидою стрелолюбивой.
Артемида стрелолюбивая — Артемида, богиня охоты, убивала дичь из лука, поэтому — стрелолюбивая. Лето — мать Аполлона.
Меж тем троянцы и ахейцы продолжают биться насмерть:
сшиблись фаланги троян и ахейцев.
И разбивали друг другу ударами кожи воловьи
Круглых тяжелых щитов и легких щитов окрыленных.
Сражение продолжается…
Гомер сообщает о том, что у бойцов были разные щиты: круглые — потяжелее, окрыленные — полегче. Точно сказать, какими были «окрыленные» щиты, невозможно, но вероятно — это были щиты в виде восьмерки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...