Тяжело проболев три месяца, отец Нокса умер, попросив перед смертью передать его последние слова брату и сестре, и позаботиться о них вместо него, если когда-нибудь удастся вернуться в Англию. Кроме того, отец наказал Роберту остерегаться крепких напитков и более всего избегать непристойной компании. Ноксу-младшему удалось выжить, хотя последствия болезни еще долго давали знать о себе.
Весть о смерти капитана дошла до дворца, и оттуда вскоре прибыли чиновники, которым было велено провести дознание. Посланцы, среди прочего, подтвердили указ короля о том, что местным жителям надлежало хорошо относиться к иноземцу и кормить его, чтобы он не умер, как его отец. Роберт остался в одиночестве, компанию ему составлял только чернокожий слуга отца, сопровождавший его в плавании.
Впрочем, как пишет Нокс, белые люди, став пленниками в руках людей одного с ним цвета кожи, потеряли в глазах слуги свое лицо, и он почти перестал подчиняться приказам хозяина, за исключением тех случаев, когда это совпадало с его собственными намерениями.
Но что-то слуга все-таки делал, а пищей Роберта снабжали местные жители, поэтому у него было много свободного времени и почти никаких занятий, за исключением ловли рыбы в ручье. Это время пленник старался проводить с пользой:
Никогда прежде я не находил такого удовольствия в чтении, размышлениях и молитве.
Нокс имел две богословские книги, которые постоянно перечитывал, а позднее, благодаря счастливой случайности, приобрел Библию на английском языке. Почти год юноша прожил в одиночестве среди чуждых ему людей, языка и обычаев которых он не знал, но благодаря силе характера не впал в депрессию, и даже начал осваивать местный язык.
Роберт хотел знать, что стало с его товарищами; к счастью, через какое-то время англичанам разрешили общаться друг с другом. Пленных поселили на определенном расстоянии друг от друга, а местным жителям вменялось в обязанность кормить их и запрещалось причинять какой-либо вред под страхом навлечь гнев короля. Чтобы равномерно распределить бремя гостеприимства, англичан периодически передавали на постой из одного дома в другой. Чиновники опасались, что гости сбегут, но постепенно к ним привыкли, и режим содержания был смягчен.
Пленники начали ходить в гости друг к другу, и некто Джордж Грегори, навестив Роберта, рассказал ему последние новости. Чужеземцы находились в странной ситуации, которая удивляла их самих — на положении то ли пленников, то ли почетных гостей: им предоставляли кров и хорошо кормили.
Логично было предположить, что власти имеют по отношению к ним какие-то планы, но проходили недели и месяцы, а новых указаний свыше не поступало, хотя старых никто не отменял.
С течением времени это изменило их образ мыслей, и они уже не считали себя рабами, а напротив — местных жителей — своими слугами, которые трудятся дабы содержать их, — пишет Нокс о своих товарищах.
Жизнь шла своим чередом, и, поняв, что островная жизнь — это всерьез и надолго, большинство из товарищей Роберта смирились с почетным пленом и даже пытались извлечь выгоды из своего статуса: некоторые начали приторговывать избытками продуктов, которые не могли съесть.
Чтобы чем-то занять себя и получить дополнительный заработок, англичане стали осваивать полезные ремесла. Один из них научился вязать шапки, которые пользовались неплохим спросом среди туземцев. Остальные, в том числе и Нокс, последовали его примеру. Новоиспеченные ремесленники взялись за дело с таким энтузиазмом, что это вскоре привело к демпингу цен на товар.
Отношение туземцев к пленникам было неоднозначным. Местные жители были, в общем-то, незлобивым народом, и многие из них сочувствовали белым людям, против своей воли вынужденным жить в чужой стране. Обитатели же деревень, в которых незваные гости были определены «на постой», их скорее недолюбливали, потому что по вине незваных гостей несли материальные убытки.
Англичане, ощутив все прелести положения своего рода «гостей короля» тоже порой вели себя не лучшим образом. Например, если кто-то из них считал, что ему выдали недостаточно пищи, то мог, ничтоже сумняшеся, явиться в дом обидчика и взять в качестве залога любую вещь из тех, что попадала ему под руку (не правда ли, весьма странный плен?).
Остров Цейлон был, если не учитывать особенности верховного управления, носившего тиранический характер, весьма цивилизованной страной. Приведем лишь один эпизод из записок Нокса. Он описывает случай ссоры одного из англичан с деревенским торговцем, который пытался продать чужеземцу требуемый товар (горшки) по завышенной цене и, встретив отпор, побил строптивого покупателя. Как же поступил англичанин?
Знакомый с местными обычаями, он подал жалобу местному судье, и тот решил дело в пользу чужеземца. Торговец был подвергнут палочным ударам, и судья обязал его отныне продавать свои товары иностранцу по той же цене, что и своим землякам.
В другой раз в роли зачинщиками ссоры оказались сами англичане: напившись, они изрядно отдубасили нескольких местных жителей, которые по каким-то причинам (возможно, достаточно уважительным — пьяные британцы, по личным наблюдениям автора, часто ведут себя весьма агрессивно и непредсказуемо) отказались продать им вино. Пострадавшие отправились жаловаться в столицу, и это дело, несмотря на спорный его характер, было решено в пользу англичан.
Товарищи Нокса, с которыми он начал общаться все чаще, стали домохозяевами, начали одеваться по сингальскому обычаю и заводить семьи. Под их влиянием Нокс с помощью слуги также построил новый дом, где начал разводить гусей и кур.
Некоторые из англичан все еще питали надежду на побег, но осуществить его было непросто. Те, кто пытался бежать, были пойманы местными жителями, как пишет Нокс,
…потому что у сингалов есть привычка подозревать в каждом белом, какой встречается на их пути, беглеца, и допрашивать его; и если тот не может дать удовлетворительных ответов, они хватают его и возвращают в столицу.
Со временем моряки узнали, что были не единственными англичанами в этом экзотическом княжестве. Оказалось, что за полтора года до событий, происшедших с Ноксом, другая группа из 13 английских моряков, спасшихся после крушения судна «Персидский торговец», была захвачена в плен. Их принял сам король, которого весьма интересовал вопрос, могут ли англичане помочь им победить голландцев. Разумеется, в интересах моряков было ответить на этот вопрос утвердительно.
Во время своего пребывания в столице они встретили старого португальского падре, который поведал им, что местные жители не привыкли отпускать на волю белых людей, попавших к ним в плен. Англичане, которым не понравилась эта новость, обозвали его «папской собакой», но им пришлось признать, что он говорил правду.
Очень познавательно и интересно написано!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо, Магдалина))
В истории Нокса (американский Форт-Нокс, золотая кладовая отошения к нему не имеет - а зря))...и правда есть много любопытных моментов...сам по себе он человек не очень яркий, но обладал сильным характером...да ситуация на Цейлоне сама по себе любопытна..Восток - дело тонкое
Оценка статьи: 5
0 Ответить